Категории водительских прав

Впервые необходимость регулирования дорожного движения была обозначена на Первой Международной конференции по проблемам автомобилизации в Париже в 1909 году. В 2019 году все мировое автомобильное сообщество отметило 110 годовщину этого важного события.

Категории прав

Парижская Конвенция по дорожному движению 1909 года

На Парижской конференции в 1909 году страны-участницы впервые договорились о требованиях, предъявляемых к водителям транспортных средств. Так, для управления автомашиной, шофер обязан был сдать экзамен в своей стране и получить документ на право управления. Этот документ давал право управлять автомашиной в любой стране, подписавшей Конвенцию.

Дореволюционная Россия ратифицировала эту Конвенцию в 1910 году. Уже с того времени наше государство законодательно впервые устанавливало Правила дорожного движения.

Необходимость разделения транспортных средств на водительские категории, возникла из-за различных типов средств передвижения. Регулирование дорожного движения претерпело массу изменений и стало не только инструкцией по поведению на дорогах, но и законом. Каждое государство стремилось ввести свои правила в этой области.

Первые дорожные знаки

Женевская Конвенция по дорожному движению 1949 года

Впервые в мировом масштабе проблемы разделения средств передвижения на категории были озвучены в 1949 году, на конференции по дорожному движению в Женеве (Швейцария). Страны, участвовавшие в этой конференции, договорились разделить средства передвижения по дорогам в зависимости от предназначения, веса, количества перевозимых людей и т.д.

Венская Конвенция по дорожному движению 1968 года

Конкретное деление было установлено в 1968 году на конференции по дорожному движению в Вене (Австрия). Государства-участники условились о единых категориях для водительских прав и средств передвижения по дорогам, но оставили за собой право вводить на своей территории дополнительные категории. Так, согласно Венской конвенции с внесенными изменениями в 2004 году, были установлены 12 международных категорий водительских прав.

Какие водительские категории существуют в России

Все транспортные средства распределены на десять категорий и шесть подкатегорий. Для того, чтобы в этом разобраться, необходимо четко представлять основные понятия, связанные с техническими характеристиками автомобиля или мотоцикла.

Термин Определение
«Разрешенная максимальная масса транспортного средства», «полная масса» Вес автомобиля, состоящий из: полностью заправленного топливом и с необходимым инструментом транспортного средства, водителя и пассажиров по числу сидячих мест (из расчета 75 кг/человек), максимально возможного для перевозки груза.
«Масса снаряженного транспортного средства», «масса без нагрузки» Вес автомобиля, который состоит из массы автомобиля полностью заправленного топливом и с необходимым инструментом, но уже без учета массы водителя и пассажиров, а также массы максимально возможного для перевозки груза.
«Рабочий объём двигателя» Выражаемый в кубических сантиметрах установленный конструктивный параметр двигателя внутреннего сгорания (ДВС) транспортного средства.
«Номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки», «максимальная эффективная мощность» Мощность двигателя, с которой он мог бы работать на протяжении длительного времени (определенного количества часов). Это показатель работы транспортных средств с электродвигателем (электромобилей).
«Максимальная конструктивная скорость» Скорость (технически ограниченная), с которой может двигаться транспортное средство.
«Число сидячих мест» Количество сидений транспортного средства, включая сиденье для водителя.

Технические характеристики автомашины или мотоцикла устанавливаются предприятием-изготовителем и записаны в техническом паспорте, являющимся основным документом по допуску к эксплуатации. В паспорте указывается та категория, к которой они относятся.

Расшифровка водительских категорий

I группа. Мототранспорт

Категория M

  1. Мопеды, мотовелосипеды и скутеры (двухколесные и трехколесные);
  2. Четырехколесные транспортные средства (квадроциклы) с массой без нагрузки до 350 кг, а в случае с электродвигателем — эта масса рассчитывается без аккумуляторов.
Мопеды (M)

С точки зрения ПДД квадроциклы — это мопеды. Для мопедов, мотовелосипедов, скутеров и квадроциклов рабочий объем ДВС не превышает 50 см3, а в случае электродвигателя — номинальная максимальная мощность не превышает 4 кВт.

Максимальная конструктивная скорость мопедов, мотовелосипедов, скутеров и квадроциклов не должна превышать 50 км/ч.

Категория A

Двухколесные мотоциклы и мотороллеры с рабочим объем ДВС свыше 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью превышающей 50 км/ч.

Мотоциклы (A)

Литера A в правах разрешает управлять транспортными средствами подкатегории A1 и категории B1, но только с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа.

Подкатегория A1

Легкие мотоциклы и мотороллеры с объемом превышающим 50 см3, но менее 125 см3, или с максимальной эффективной мощностью (в случае электродвигателя) не превышающей 11 киловатт. Легкие мотоциклы и мотороллеры характеризуются максимальной конструктивной скоростью превышающей 50 км/ч.

Легкие мотоциклы (A1)

Подкатегория A1, а также категория M, пользуются спросом у начинающих мотоциклистов. С категорией A допускается управлять транспортными средствами подкатегории A1 и B1, но с посадкой водителя как на мотоцикле.

A, B1 и A1 позволяют управлять транспортными средствами категории M.

II группа. Автомашины для перевозки людей и грузов (легковые)

Категория B

Автомобили с полной массой до 3,5 тонн и числом сидячих мест не более девяти. Также можно управлять автомобилями с прицепом, полная масса которого не превышает 750 кг.

Легковые (B)

С водительскими правами категории B допускается буксировать прицепы с полной массой и превышающей 750 кг, но при соблюдении двух условий:

  • Масса автомобиля без нагрузки должна быть больше разрешенной максимальной массы прицепа;
  • Общая масса автомобиля и прицепа вместе не должна превышать 3,5 тонны.

Водительские права категории B разрешают управлять транспортными средствами подкатегории B1, за исключением тех, что имеют посадку как на мотоцикле.

Таким образом, наличие водительского удостоверения категории В дает право управлять легковыми автомобилями, микроавтобусами, небольшими грузовиками и джипами и даже буксировать легкие прицепы.

Подкатегория B1

Это трициклы и квадрициклы с объемом ДВС превышающим 50 см3, и максимальной конструктивной скоростью превышающей 50 км/ч.

Трициклы, или трёхколёсные транспортные средства с колесами, расположенными симметрично (например, трицикл с кузовом по центру) или асимметрично (трицикл/мотоцикл с коляской) по отношению к средней продольной оси.

Трициклы и квадрициклы (B1)

Квадрициклы, или четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки больше 350 кг, но не больше 400 кг.

Для квадрициклов, используемых в качестве тяговых транспортных средств для перевозки грузов, и максимальная эффективная мощность двигателя у которых не более 15 Квт, масса без нагрузки может быть не более 550 кг.

Для квадрициклов с электродвигателем масса без нагрузки рассчитывается без учета аккумуляторов. Квадрициклы с массой без нагрузки превышающей указанную выше, относятся уже к категории B.

Некоторые производители выпускают узкие трициклы и квадрициклы. Для точного определения категории такого транспортного средства, установлено условие соблюдения пограничного расстояния между одной продольной осью колес и другой.

Если расстояние меньше 46 см, то такие трициклы и квадрициклы относятся к категории A (мотоциклы и мотороллеры), если больше, то к B1.

На управление трициклами и квадрициклами с объемом двигателя превышающим 50 см3 и скоростью менее 50 км/ч, но отвечающими требованиям к категории B1, водительские права с подкатегорией B1 признаются не действительными.

Для управления потребуется получать удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) и открывать подкатегорию A1. Они считаются внедорожными мототранспортными средствами.

Категория BE

Это автомобили категории B сцепленные с прицепом, при этом допускается, чтобы полная масса последнего была свыше 750 кг и больше массы автомобиля (без нагрузки).

Легковые с прицепом (Be)

При общей разрешенной максимальной массе состава из транспортных средств (автомобиля и прицепа) более 3,5 тонн можно управлять с категорией BE. Иными словами, при наличии водительских прав категории BE, допустимо управлять небольшими грузовиками, микроавтобусами и внедорожниками (с полной массой до 3,5 тонны) сочленением с большими прицепами, полная массой которых более 750 кг.

Поэтому категория BE востребована среди людей, занимающихся малым предпринимательством в грузопассажирских перевозках.

III группа. Автомашины для перевозки грузов

Категория C

Автомобили, за исключением категории D, полная масса которых превышает 3,5 тонны. Также, к этой категории относятся автомобили категории C, сцепленные с прицепом, если его полная масса не превышает 750 кг.

Грузовые автомобили (C)

Подкатегория C1

ТС, за исключением автомобилей категории D, полная масса которых больше 3,5 тонны, но меньше 7,5 тонн. Также сюда относятся машины подкатегории C1, сцепленные с прицепами, полная масса которых менее 750 кг.

Грузовые до 7.5 тонн (C1)

Подкатегория C1E

Транспортные средства подкатегории C1, сцепленные с прицепом, полная масса которого может превышать 750 кг, но должна быть меньше массы автомобиля без нагрузки. Общая разрешенная максимальная масса такого автопоезда не должна превышать 12 тонн.

Легкие грузовики с прицепом (C1E)

Категория CE

Это автомобили категории C, сцепленные с прицепом, полная масса которого превышает 750 кг.

Подкатегории C1 и C1E специально вводились для двенадцати-тонных грузовиков. Водительские категории C и CE разрешают управлять транспортными средствами C1 и C1E соответственно.

Грузовые с прицепом (CE)

С водительскими категориями C и C1, подкатегориями CE и C1E возможно управление транспортными средствами категории M.

Водительские права грузовой группы популярны и востребованы людьми, которые выбирают для себя профессию водителя грузовика.

IV группа. Автобусы, троллейбусы и другие автомобили для перевозки большого количества людей

Категория D

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров. Число сидячих мест для водителя и пассажиров в них превышает девять. Допускается буксировка грузового прицепа с полной массой более 750 кг.

Автобусы (D)

Подкатегория D1

Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров, с числом сидячих мест для водителя и пассажиров более девяти, но не превышающем семнадцати.

Микроавтобусы (D1)

Разрешена буксировка грузового прицепа с полной массой более 750 кг.

Подкатегория D1E

Автомобили подкатегории D1 с грузовым прицепом, полная масса которого превышает 750 кг, но должна быть меньше массы автомобиля без нагрузки.

Обязательным условием будет: общая полная масса автопоезда превышает 12 тонн.

Категория DE

Автомобили категории D, сцепленные с прицепом, полная масса которого превышает 750 кг. Иными словами — большие сочлененные автобусы.

Сочлененные автобусы (De)

Категория Tm

Необходима для вождения трамваев.

Категория Tb

Троллейбусы.

Водительские права автобусной группы востребованы людьми, которые выбирают для себя профессию водителя автобуса, троллейбуса или трамвая.

Троллейбусы (Tb)

Получение водительских удостоверений

Выдачей водительских удостоверений занимается Министерство внутренних дел РФ. Этим ведомством предусмотрен порядок сдачи экзаменов на право управления транспортным средством.

До 2019 года в России действовали водительские права старого образца, в соответствии с изменениями 2004 года к Венской Конвенции о дорожном движении. Новые образцы водительских прав в России появились в 2019 году и содержат более подробную информацию о владельцах, внесенную в электронный микрочип.

Госпошлина за водительские удостоверения с микрочипом составляет 3 000 рублей.

Что касается внешнего вида, то они ничем не отличаются от предыдущих и полностью соответствуют требованиям Конвенции о дорожном движении 1968 года, с внесенными изменениями 2004 года.

К сожалению, в 2019 году в документе так и не появились надписи на французском («permis de conduire») и английском («driving license») языках, что означает «водительское удостоверение», как это установлено в других странах.

Международные права

Следовательно, для управления автомобилем за границей, гражданам России по-прежнему потребуется оформление международного водительского удостоверения.

Медицинская комиссия

При получении любых водительских прав, необходимо проходить медицинское освидетельствование (медкомиссию) и получать медицинскую справку. Медицинские требования установлены Министерством здравоохранения РФ для каждой категории.

Обучение

Следующим шагом станет обучение (переобучение) в автошколе, по соответствующим образовательным программам, установленным Министерством образования.

Какая категория вам нужна

В сложном определении водительских прав можно разобраться если четко представлять себе для каких целей они будут использоваться.

Для управления мотоциклом — нужна категория A, легковым автомобилем — B. Также, предусмотрено самостоятельное обучение и сдача экзамена экстерном.

Если вы решили заниматься грузоперевозками профессионально, необходимо проходить обучение по программам категорий C и C1, для автомобиля с прицепом — еще и E.

Для перевозки пассажиров потребуется получение прав D и D1, для управления автобусами с прицепами и сочлененными автобусами — E.

Права с открытыми категориями A1, B1, C1, C1E, D1 и D1E ограничивают управление автомашинами и мотоциклами в зависимости от технических характеристик. Эти подкатегории можно получать только для ограниченных установленных средств передвижения.

Прочитав эту статью и вооружившись знаниями, можно смело начинать обучение и получать водительские права по выбранной категории.

Оцените статью
Добавить комментарий