По просьбам читателей мы доработали статью. Представляем вам подробный гид по видам вариаторных коробок передач, принципу работы вариаторов, особенностям эксплуатации, плюсам и минусам. Материал дополнен таблицами автомобилей, с установленной коробкой CVT, а также частотой замены масла.
- Введение
- Принцип работы вариаторной коробки передач
- Виды вариаторов
- Конусные вариаторы
- Тороидальные вариаторы
- Клиноременные вариаторы
- Цепные вариаторы
- Правила и особенности эксплуатации вариатора
- Таблица масел и частота замены
- Плюсы и минусы
- Таблица автомобилей с CVT
- Производители вариаторов и слабые места моделей
- Jatco
- RE0F05A (ECVT)
- JF006E / RE0F05A (ECVT)
- F1C1 / W1C1
- JF009E / RE0F08A/B (PCVT, MCVT)
- JF010E / RE0F09A/B
- JF011E / RE0F10A/B/С / W1CJA / F1CJA / FK0/FK8 / CVT2/CVT2M
- JF012E / I-CVT / ECVT
- JF015E / RE0F11A/B / F1CJB / W1CJB / DK0
- JF016E / RE0F10D/F / F1CJC / W1CJC / FK25
- JF017E / RE0F10E/G/J
- JF018E / RE0F10F / RE0F03H / F1EKA / F1E1A
- JF019E / RE0F10H/J
- JF020E / RE0F12A
- RE0F21A (NCVT)
- Aisin
- Aisin K110 / Toyota CVT K110 / K111/F / K112/F / K114/F / K115/F
- Aisin K210 / XA-15LN
- Aisin K310/F / K311/F / K312 / K313/F / XB-20LN
- Aisin K410 / K411 / K41A/B / XA-10LN
- Subaru
Введение
У ступенчатого переключения передач есть один серьезный недостаток – переходные состояния, вызывающие сбои в работе. Кроме этого ступенчатое переключение требует более высоких навыков от водителя. Одним из способов упрощения процесса вождения является установка бесступенчатой коробки передач (вариатора).
Все вариаторы имеют общепринятую аббревиатуру CVT — Continuously Variable Transmission (беспрерывная смена передач).
Принцип работы вариаторной коробки передач
Внешне вам не удастся отличить автомобиль с вариаторной коробкой передач. Все как на любом автомате: две педали и рычаг переключения режимов трансмиссии. Но сев за руль, вы сразу отметите плавность смены передач. При наборе автомобилем скорости, а также при торможении, вариатор последовательно меняет передаточное число, без участия водителя и имеет бесчисленное количество коэффициентов.
Если коробка автомат переключается между 1-2-3, то на вариаторе это может быть 0.7, 1.4, 2.3 и так далее, отсюда отсутствие резких толчков при движении на вариаторе.
Изначально, само по себе устройство CVT коробки не сложное — два шкива, ведущий (соединен с двигателем) и ведомый (соединен с колесами), между ними протянут ремень. Но по мере эксплуатации вариаторов, как и любого другого узла, выявляются определенные недостатки и нюансы. В результате накопления знаний, производители дорабатывают механизмы, добавляют блоки и дополнительные элементы.
Современный вариатор — это уже не два шкива, а слаженная работа отдельных элементов под управлением программного обеспечения. Гидротрансформатор, степ-мотор, соленоиды-регуляторы, ремни и цепи сложной конструкции, продуманная система смазки и охлаждения.

Например, широкий диапазон передаточных чисел в вариаторе обеспечивает устройство под названием step motor (шаговый двигатель). Получая команду от электронной системы управления, шаговый двигатель по средствам давления рабочей жидкости сдвигает, либо раздвигает конусы ведущего шкива, меняя коэффициент.
Конусы же ведомого шкива сдвигаются и раздвигаются под действием ремня/цепи. В коробках разных поколений, роль шагового двигателя могут брать на себя соленоиды-регуляторы.
По конструкции можно разделить бесступенчатые коробки на несколько типов:
- Конусные;
- Клиноременные и цепные;
- Тороидальные;
- Зубчатые.
В автомобилестроении широкое применение получили клиноременные и цепные вариаторы со шкивами изменяемого диаметра. Тороидальные и зубчатые, в виду сложности конструкции и других нерешенных проблем, если и применялись, то скорее в качестве экспериментов.
Впервые вариатор был применен на легковой машине DAF 600, представленной в 1958 году на Амстердамском автосалоне. Бесступенчатая трансмиссия получила название DAF Variomatic. За 4 года (1959-1963), был выпущен в общей сложности 30591 автомобиль.


Поскольку объем двигателя у DAF 600 был всего лишь 590 куб. см, с мощностью 19 л. с., клиноременный вариатор DAF Variomatic показал себя более чем успешно. За необычную по тем временам систему привода, DAF 600 шутливо называли «автомобилем на подтяжках».
Виды вариаторов
Конусные вариаторы
Два конуса, направленные сужающимися участками в разные стороны, соединенные между собой ремнем. Самый примитивный тип таких вариаторов применялся на мельницах в 19 веке. Значительно позже подобные механизмы стали применять на станках. Существует большое количество конусных вариаторов: фрикционные и с промежуточными звеньями, планетарные, ВЕБО и другие, каждый нашел применение в той или иной сфере.
Тороидальные вариаторы
По принципу действия это фрикционные вариаторы, передающие усилие за счет трения. Были попытки реализовать такие коробки в автомобилестроении, но массового распространения, по ряду причин, они не получили. Один из примеров – вариатор Extroid CVT от Jatco, который ставили на Nissan Gloria 1999 года выпуска.
Основной узел тороидального вариатора испытывает колоссальные нагрузки, давление в пятне контакта роликов и дисков может достигать 10 тонн. Поэтому в производстве приходится использовать высокоуглеродистую сталь.
Смазку узлов при таких нагрузках обеспечивает специальное масло KTF, стоимость которого доходит до 20 тысяч рублей за 4 литра. Из-за дороговизны производства и обслуживания таких вариаторов, они встречаются очень редко, по крайней мере пока.
Клиноременные вариаторы
Самый распространенный на сегодняшний день тип вариаторов, получивший применение не только в автомобилях, но и в мотоциклах, снегоходах, скутерах.
В клиноременной конструкции присутствуют:
- Блок вариатора со шкивами, соединенными ремнем. За сближение и отдаление конусов, образующих шкивы, отвечают гидравлическое давление, центробежная сила или усилие пружин;
- Фрикционы переднего и заднего хода, необходимые для изменения направления движения;
- Планетарный механизм, отвечающий за включение реверсивного режима;
- Гидравлический блок, обеспечивающий необходимое давление жидкости, ее циркуляцию и подачу в нужные места;
- Электронный блок управления, объединяющий и контролирующий работу всех отдельных механизмов вариатора.
Сам ремень, участвующий в передаче усилий, назвать ремнем можно с большой натяжкой. Это достаточно сложный по конструкции механизм, состоящий из множества конусовидных пластин (до 400 штук), расположенных на лентах.


Цепные вариаторы
Это следующий этап в развитии вариаторов, в которых ремень заменен на цепь, с целью продления срока службы. Устройство цепи сложное, она состоит из множества прочных пластин, расположенных в шахматном порядке. При правильной эксплуатации цепь обладает большим сроком службы, а также более качественно передает крутящий момент. Передача усилий передается торцевой поверхностью цепи.

Правила и особенности эксплуатации вариатора
Бытует мнение, что вариатор — не самый надежный тип трансмиссии, и срок его эксплуатации, в лучшем случае, отграничен 100-150 тысячами пробега. Правда как всегда где-то посередине, и при правильной и бережной эксплуатации, коробка может проходить значительно дольше.
Соблюдая ряд правил, можно не волноваться о том, что придется делать дорогостоящий ремонт, или полностью менять вариатор.

Своевременно меняйте масло в вариаторе, очень многое в его работе зависит от чистоты и качества масла. Оно выполняет сразу несколько важных функций, среди которых:
- Создание тончайшей защитной пленки в местах трения металлов;
- Охлаждение вариатора;
- Обеспечение правильной работы за счет давления жидкости.
Если масло пригорело, засорилось продуктами выработки – оно перестает выполнять возложенные на него задачи, что приведет к нарушению работы коробки, к быстрому износу и поломке.
Поскольку в разные годы, на разные рынки, на одни и те же автомобили, производители могли ставить различные версии CVT, лучше искать информацию по типу вашей коробки, а не марки машины.

Правильней всего будет посмотреть информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля. Но если его нет, в таблице вы найдете данные о том, какое масло используется и как часто следует его менять.
Таблица масел и частота замены
Модель CVT | Марка масла | объем (л) | частота замены (км) |
---|---|---|---|
XA-10LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,7 | 60 000 |
XA-11LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,8 | 80 000 |
XA-15LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,7 | 75 000 |
XB-20LN | Toyota CVT FLUID TC/FE | 6,8 | 70 000 |
RE0F05A | Nissan AT-Matic D Fluid N-CVT | 3,2 | 50 000 |
RE0F06A | Nissan CVT Fluid NS-1 | 8,1 | 60 000 |
F1C1 | Nissan CVT Fluid NS-1 | 7,6 | 60 000 |
JF009E | Nissan CVT Fluid NS-2 | 8,3 | 60 000 |
JF010E | Nissan CVT NS-2 | 10,6 | 60 000 |
JF011E | Nissan CVT NS-3 | 8,1 | 60 000 |
JF012E | DIA QUEEN ATF SP-III | 8,1 | 70 000 |
JF015E | Nissan CVT NS-3 | 7,2 | 40 000 |
JF016E | Nissan CVT NS-3 | 7,9 | 40 000 |
JF017E | Nissan CVT NS-3 | 8,2 | 50 000 |
JF018E | Nissan CVT NS-3 | 8,9 | 60 000 |
JF019E | Nissan CVT Fluid NS-3 | 10,7 | 90 000 |
JF020E | Nissan CVT Fluid NS-3 | 6,7 | 80 000 |
RE0F21A | Nissan CVT Fluid NS-1 | 5 | 65 000 |
01J | G 052 180 A2 | 7,5 | 50 000 |
0AN | G 052 516 A2 | 7,3 | 55 000 |
0AW | G 052 516 A2 | 7 | 60 000 |
GM VT20E | VTF DEXRON CVT | 6,5 | 60 000 |
GM VT25E | VTF DEXRON CVT | 6,5 | 65 000 |
ZF CFT23 | Ford F-CVT | 8,9 | 50 000 |
ZF CFT30 | Ford F-CVT | 8,9 | 55 000 |
KAPPA CVT | HYUNDAI ATF SP-CVT 1 | 6,9 | 75 000 |
HEV CVT | HYUNDAI-KIA ATF HEV | 6,7 | 75 000 |
MERCEDES 722.8 | MB ATF 28-CVT 236.20 | 6,9 | 60 000 |
PUNCH VT1 | Esso EZL-799 | 7,6 | 60 000 |
PUNCH VT2 | Esso EZL-799 | 8,2 | 65 000 |
TR580 LINEARTRONIC 2 | SUBARU CVT Oil Lineartronic | 12,2 | 70 000 |
TR690 LINEARTRONIC | SUBARU High Torque CVT Fluid | 12,5 | 75 000 |
K110 | Toyota CVT FLUID TC/FE | 8,4 | 60 000 |
K111/K111F | Toyota CVT FLUID TC/FE | 8,7 | 65 000 |
K112/K112F | Toyota CVT FLUID TC/FE | 8,8 | 60 000 |
K114/K114F | Toyota CVT FLUID FE | 8,9 | 70 000 |
Не меняйте масло на дешевые аналоги, обещающие такие же результаты, цена экономии слишком велика.
Не следует перегружать вариатор, данный тип трансмиссии не предназначен для лихачества, он для спокойной и размеренной езды. Если манера вашей езды «тапка в пол» с каждого светофора – воздержитесь от покупки машины с вариатором. В этом случае вы пополните ряды тех, кто говорит о низком ресурсе этих коробок.

Старайтесь избегать лишних пробуксовок, буксировать или быть буксируемым, также рекомендуют прогревать коробку перед ездой.
Если дело дошло до ремонта – не экономьте на комплектующих. Неоригинальные ремень, цепь или подшипники выйдут боком.
Плюсы и минусы
Таблица автомобилей с CVT
Автомобиль | Года выпуска | Модель вариатора |
---|---|---|
Citroen C-Crosser | 2009-2012 | F1CJA, W1CJA |
Citroen C4 Aircross | 2012-2016 | F1CJA, W1CJA |
Dodge Caliber | 2006-2012 | CVT2, CVT2M |
Honda Life | 2003-2012 | JF012E |
Jeep Liberty | 2006-2016 | CVT2, CVT2M |
Jeep Patriot | 2006-2016 | CVT2, CVT2M |
Jeep Compas | 2006-2013 | CVT2M |
Lexus RX 400H | 2005-2010 | P310 |
Lexus HS | 2009-2017 | P311-01A |
Lexus CT 200H | 2011 — | P410-01A |
Lexus RX 450H | 2009-2017 | P313-02A, P313-03A |
Lexus GS 450H | 2011 — | L110-01A |
Lexus LX 600H | 2006-2017 | L110F-02A |
Lexus LC 500H | 2016 — | L310-01A |
Lexus ES 300H | 2012 — | P314-03A |
Lexus NX 300H | 2014 — | P314-02A |
Lexus UX 250H | 2018 — | P711-01A |
Mazda Axela | 2009-2013 | DJ01, DJ02 |
Mazda Demio | 2007-2014 | DJ01, DJ02 |
Mazda Demio | 2011-2014 | DJ20 |
Mitsubishi ASX | 2010-2017 | F1CJA, W1CJA |
Mitsubishi Ek-Wagon | 2013 — | F1CJB, W1CJB |
Mitsubishi Ek-Space | 2014 — | F1CJB, W1CJB |
Mitsubishi Ek-Custom | 2013 — | F1CJB, W1CJB |
Mitsubishi Outlander | 2014-2017 | F1CJC-1-A1Z, W1CJC-1-A1ZA, F1CJC-1-A1Y, W1CJC-1-A1Y,W1CJC-2-A1XA |
Mitsubishi Outlander 2 XL | 2009-2012 | F1CJA, W1CJA |
Mitsubishi Outlander 3 | 2012-2014 | F1CJA, W1CJA |
Mitsubishi Lancer | 2007-2009 | F1CJA |
Mitsubishi Mirage | 2012 — | F1CJB, W1CJB |
Nissan AD | 2013-2016 | RE0F11A |
Nissan Altima | 2006-2012 | RE0F09B |
Nissan Dayz | 2013 — | RE0F11A |
Nissan Dayz Roox | 2014 — | RE0F11A |
Nissan Elgrand | 2010-2013 | RE0F09A |
Nissan Cube | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Juke | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Juke | 2011-2016 | RE0F10A |
Nissan March | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Maxima | 2007-2014 | RE0F09A, RE0F09B |
Nissan Murano | 2002-2016 | RE0F09A, RE0F09B |
Nissan Megane | 2008-2016 | JF010E |
Nissan Note | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Presage | 2003-2009 | RE0F09A, RE0F09B |
Nissan Quest | 2010-2016 | RE0F09A |
Nissan Qashqai | 2006-2015 | RE0F10A |
Nissan Qashqai | 2013-2017 | RE0F10D |
Nissan Qashqai | 2014 — | RE0F11A |
Nissan Scenic | 2009-2016 | JF010E |
Nissan Sentra | 2014-2017 | RE0F11A |
Nissan Tiida | 2010 — | RE0F11A |
Nissan Teana | 2003-2014 | RE0F09A |
Nissan Teana | 2008-2015 | RE0F10A |
Nissan Teana | 2014-2017 | RE0F10D |
Nissan X-Trail | 2007-2015 | RE0F10A |
Nissan X-Trail | 2013-2014 | RE0F10D |
Nissan Wingoard | 2016 — | RE0F11A |
Peugeot 4007 | 2007-2014 | F1CJA, W1CJA |
Peugeot 4008 | 2012-2016 | F1CJA, W1CJA |
Renault Fluence | 2010-2016 | FK0 |
Renault Fluence | 2013 — | DK0 |
Renault Latitude | 2011-2014 | FK0 |
Renault Megane | 2007-2016 | FK0 |
Renault Scenic | 2007-2016 | FK0 |
Renault Koleos | 2008-2016 | FK0, FK8 |
Renault Kaptur | 2016 — | DK0 |
Subaru Wagon R | 2006 — | JF012E |
Subaru Stella | 2006 — | JF012E |
Suzuki Alto | 2011 — | JF015E |
Suzuki Alto Lapin | 2013 — | JF015E |
Suzuki Baleno | 2016 — | JF015E |
Suzuki MR Wagon | 2011-2016 | JF015E |
Suzuki Solio | 2011 — | JF015E |
Suzuki Spacia | 2013 — | JF015E |
Suzuki Wagon R | 2010 — | JF015E |
Suzuki Splash | 2008-2014 | XA-10LN |
Suzuki Swift | 2007-2011 | XA-10LN |
Suzuki Swift | 2010 — | JF015E |
Toyota Avensis | 2008-2015 | K111-05A, K311-03A |
Toyota Aqua | 2012 — | P510-01A |
Toyota Auris | 2006-2012 | K310-01A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A |
Toyota Auris | 2012 — | K312-01A |
Toyota Auris | 2015 — | K313-05A, K313-06A |
Toyota Auris | 2012-2018 | K310F-01A, K311-02A |
Toyota Auris Hybrid | 2012 — | P410-01A |
Toyota Alion | 2001-2007 | K110-01A |
Toyota Alion | 2007 — | K310-03A, K311-02A, K311F-03A |
Toyota Alion | 2008-2017 | K111-01A |
Toyota Alphard | 2015 — | K115-01A, K115F-01A |
Toyota Alphard Hybrid | 2003-2008 | P210-02A |
Toyota Alphard Hybrid | 2016 — | P314-03A |
Toyota Avalon Hybrid | 2014 — | P314-02A |
Toyota Avalon Hybrid | 2018 — | P710-02A |
Toyota Blade | 2006-2012 | K112-01A, K112F-02A |
Toyota Belta | 2005-2012 | K410-04A |
Toyota C-HR | 2016 — | K114-03A, K114-04A, P610-03A |
Toyota Camry Hybrid | 2011-2017 | P314-01A, P314-03A |
Toyota Camry Hybrid | 2017 — | P710-03A |
Toyota Corolla | 2012 — | K311-01A, K311-02A |
Toyota Corolla | 2013 — | K313-04A |
Toyota Corolla Rumion | 2007-2015 | K310-01A, K311F-02A |
Toyota Corolla Filder | 2006-2012 | K310-02A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A |
Toyota Corolla Filder | 2012 — | K312-03A |
Toyota Corolla Filder Hybrid | 2013 — | P510-05A |
Toyota Corolla Axio | 2006-2012 | K310-02A, K310F-02A |
Toyota Corolla Axio | 2012 — | K312-03A, K411-01A |
Toyota Corolla IM | 2012 — | K313-06A |
Toyota Corolla Hybrid | 2013 — | P510-05A |
Toyota Corolla Hybrid | 2019 — | P610-01A |
Toyota Crown Hybrid | 2012 — | L210 |
Toyota Estima | 2006 — | K111F-04A, K112-01A, K112F-02A |
Toyota Estima Hybrid | 2001-2006 | P210-01A |
Toyota Estima Hybrid | 2006-2012 | P310-01A |
Toyota Harier | 2013 — | K114-01A, K114F-01A |
Toyota Harier Hybrid | 2006-2013 | P312 |
Toyota Harier Hybrid | 2014-2017 | P314-02A |
Toyota Highlander Hybrid | до 2006 | P310-01A |
Toyota Highlander Hybrid | 2007-2013 | P310-02A |
Toyota Isis | 2004-2009 | K111-02A, K111-06A, K111F-07A, K111F-03A |
Toyota Isis | 2009-2017 | K111-05A, K311-04A, K311F-06A |
Toyota Isis Hybrid | 2011 — | P410 |
Toyota IST | 2007-2016 | K310-01A |
Toyota IQ | 2009-2016 | K41A-01A, K41B-01A |
Toyota Kluger Hybrid | 2005-2007 | P310 |
Toyota Mark X Zio | 2007-2013 | K112F-02A |
Toyota Mirai | 2018 — | Q410-01A |
Toyota Noah | 2004-2007 | K111-02A, K111-03A, K111F-04A |
Toyota Noah | 2007-2013 | K111-01A, K111F-02A |
Toyota Noah | 2014 — | K114-01A |
Toyota Noah Hybrid | 2014 — | P410-03A |
Toyota Opa | 2000-2005 | K110-01A |
Toyota Premio | 2001-2007 | K110-01A |
Toyota Premio | 2007 — | K310-03A, K311-02A, K311F-03A |
Toyota Premio | 2008-2017 | K111-01A |
Toyota Porte | 2012 — | K310F-03A, K312-02A, K411-01A |
Toyota Prius | 1997-2000 | P110-01A |
Toyota Prius | 2000-2003 | P111-01A |
Toyota Prius | 2003-2008 | P112-01A |
Toyota Prius | 2009-2016 | P410-01A |
Toyota Prius | 2016 — | P610-01A |
Toyota Prius Alpha | 2011 — | P410-01A |
Toyota Prius V | 2011 — | P410-01A |
Toyota Prius PHV | 2012-2016 | P410-01A |
Toyota Prius C | 2012 — | P510-01A |
Toyota Probox | 2014 — | K310F-08A, K312-08A, K411-07A |
Toyota RAV4 Japan | 2005 — | K112F-01A |
Toyota RAV4 Russia | 2013 — | K111F-03A, K112F-01A |
Toyota RAV4 | 2014 — | K114F-13A |
Toyota RAV4 Hybrid | 2011-2017 | P314-08A |
Toyota RAV4 Hybrid | 2018 — | P710-02A |
Toyota Ractis | 2005-2010 | K210-02A, K410-05A |
Toyota Ractis | 2012 — | K312-03A |
Toyota Ractis | 2010-2016 | K310F-02A, K411-01A |
Toyota Ractis Verso-S | 2010-2016 | K310-02A |
Toyota Ractis Verso-S | 2012 — | K411-01A |
Toyota Sienta | 2003-2015 | K210-02A |
Toyota Sienta | 2015 — | K312-01A |
Toyota Sienta Hybrid | 2015 — | P510-01A |
Toyota Spade | 2012 — | K310F-03A, K312-02A, K411-01A |
Toyota Succeed | 2014 — | K310F-08A, K312-08A |
Toyota Trezia | 2010-2016 | K310-02A, K411-01A |
Toyota Voxy | 2004-2007 | K111-02A, K111-03A, K111F-04A |
Toyota Voxy | 2007-2013 | K111-01A, K111F-02A |
Toyota Voxy | 2014 — | K114-01A |
Toyota Voxy Hybrid | 2014 — | P410-03A |
Toyota Vanguard | 2008-2014 | K112F-02A |
Toyota Velifire Hybrid | 2016 — | P314-03A |
Toyota Vitz | 2002-2005 | K210-11A |
Toyota Vitz | 2005-2010 | K210-01A, K410-04A, K410-05A |
Toyota Vitz | 2010 — | K410-01A, K411-02A |
Toyota Vitz | 2010-2018 | K310F-04A |
Toyota Vitz Hybrid | 2017 — | P510 |
Toyota Verso | 2009-2016 | K311-02A |
Toyota Wish | 2003-2009 | K110-01A, K110-02A |
Toyota Wish | 2009-1017 | K111-01A, K311-02A, K313F-03A |
Toyota Yaris Hybrid | 2013 — | P510 |
Производители вариаторов и слабые места моделей
Jatco
Японский концерн, специализирующийся на производстве АКПП и вариаторов. На сегодняшний день существует 3 поколения вариаторов Jatco. Многие мировые производители устанавливают на свои автомобили коробки Jatco, традиционно присваивая им внутренние названия.

Например, вариатору JF011E у Nissan присвоен код RE0F10A/B/С, у Mitsubishi W1CJA / F1CJA, у Renault FK0/FK8, а у Jeep CVT2/CVT2M. Это часто порождает путаницу и массу вопросов в среде автовладельцев.
RE0F05A (ECVT)
Устанавливалась с начала 90-х на Nissan Micra K11/K11E, March HK11/FHK11, Cube Z10. Слабым местом этой коробки считается электромагнитная муфта сцепления, большинство поломок связано с ней.
JF006E / RE0F05A (ECVT)

В конце 90-х массово устанавливалась на Nissan Tino, Blubird Silphy, Primera, Avenir, Cube Cubic, Rnessa, Wingroad, Serena. Распространенные проблемы вариаторов этой серии:
- Выработка на поверхности конусов, из-за чего появлялись рывки при переползании ремня на таких участках, с последующим разрывом ремня.
- Снижение давления масла, кратно увеличивающее износ деталей.
- Попадание в подшипники первичного и вторичного валов стружки, приводящее к их повреждению.
- Перегрев коробки, приводящий к потере трансмиссионной жидкостью рабочих характеристик. Среди причин забитый грязью радиатор и защита двигателя, препятствующая охлаждению вариатора потоками воздуха.
- Использование неоригинальных масел, отличных от спецификации NS-1.
F1C1 / W1C1
Вариатор ставили с 2000 до 2012 года на Mitsubishi Colt, Colt Plus, Dion, Dingo, Lancer Cedia, Lancer, Mirage. Достаточно надежная коробка, при условии своевременной замены масла. Слабые места: барабан сцепления и растягивающийся ремень.

JF009E / RE0F08A/B (PCVT, MCVT)
В период с 2002 по 2014 года вариатором комплектовали Nissan с объемом до 1.8 л. Nissan Cube, Note, Tiida, Tiida Latio, Wingroad, Versa. Считает дорогим в ремонте, зачастую при серьезных поломках выгодней купить контрактный вариатор.
Частые перегазовки приводят к растяжению и проскальзыванию ремня, продукты износа забивают соленоиды, выходит из строя редукционный клапан масляного насоса.
JF010E / RE0F09A/B
С 2002 по 2017 ставился на автомобили с мощными двигателями до 3.5 л. Nissan Altima, Murano, Elgrand, Presage, Quest, Teana, а также на Ranault Megane, Scenic. Ремонтопригодный вариатор с высоким ресурсом, хотя имеет 22 модификации, что доставляет определенные трудности при ремонте и подборе запчастей.

Первые модификации имели ряд серьезных недостатков. Например, низкий ресурс ремня, растяжение происходило еще до 50000 км. Усиленная версия и новая прошивка ЭБУ увеличили срок службы ремня.
Коробка чувствительна к качеству масла, грязное забивает и убивает подшипники, быстро изнашиваются клапана и соленоиды гидроблока. Редукционный клапан масляного насоса начинает клинить.
JF011E / RE0F10A/B/С / W1CJA / F1CJA / FK0/FK8 / CVT2/CVT2M
Самый популярный во всем мире вариатор, с которым было выпущено более миллиона автомобилей. Устанавливался на Nissan Altima, Juke, Qashqai, Sentra, Teana, X-Trail, Murano, Tiida. На Mitsubishi Lancer, Delica D:5 и Outlander, Citroen C4 Aircross, C-Crosser, Peugeot 4007 и 4008. На Dodge Caliber, Jeep Compass и Patriot, на Renault Koleos, Megane, Scenic, Fluence, Latitude, Suzuki Kizashi и Samsung SM3.

Самая массовая и распространенная поломка – износ подшипников ведущего и ведомого валов, вызывающий гул при движении. Еще одна проблема – растяжение ремня. При замене рекомендуют заменить стандартный на усиленный в 12 лент. Как и прочие вариаторы чувствителен к загрязнению смазки, имеет проблемы со степ-мотором.
JF012E / I-CVT / ECVT
Вариатор для внутреннего японского рынка и арабских стран. Nissan Micra, Mazda AZ, Honda Life, Subaru R1/R2, Stella, Pleo, Justy, Fiat Punto/Speedgear, Suzuki Cervo, Lapin, Wagon, Mitsubishi Lancer 9/10, Colt, Dingo.
Из частых проблем – гул подшипников, обрыв корпуса муфты переднего хода.
JF015E / RE0F11A/B / F1CJB / W1CJB / DK0
Еще один популярный вариатор, с 2010 года устанавливался на Nissan Juke, Qashqai, Cube, Latio, March, Note, Nv200, Sentra, Tiida. Renault Fluence, Megane, Kaptur, Arkana. Suzuki Alto, Swift. Mitsubishi Lancer, Mirage. А также на автомобили Лада семейства Vesta и X-Ray.

Благодаря 2-х ступенчатому планетарному редуктору, удалось уменьшить размеры конусов и общий вес трансмиссии X-Tronic. Но вопреки нововведениям, вариатор оказался весьма ненадежным. До 2015 года серьезные поломки случались на 30-40 тысячах пробега, после модернизации ресурс коробки возрос. Также до модернизации слабым местом являлась солнечная шестерня, переключавшая передний и задний ход. Грязное масло забивало соленоиды-регуляторы, что приводило к толчкам.
JF016E / RE0F10D/F / F1CJC / W1CJC / FK25
Вариатор 3-го поколения, серии CVT-8, был представлен в 2012 году в качестве замены легендарному JF011E. В новой модели отказались от степ-мотора в пользу соленоидов-регуляторов. Снизилось давление масла и его рабочая температура. Подрульные лепестки добавили возможность переключения виртуальных передач.
Коробками этой серии комплектовались Nissan Altima, Elgrand, Juke, Murano, Qashqai, Sentra, Serena, Teana, Rogue, X-Trail. Renault Fluence, Megane, Koleos, Arkana, Clio. Suzuki Kizashi и SX4. Mitsubishi ASX, Delica D:5, Eclipse, Outlander.

В первые годы часто выходил из строя гидроблок, повреждение ремнем ведущего конуса. Низкая надежность была у гидротрансформатора, подшипников шкива и их посадочных мест в корпусе.
JF017E / RE0F10E/G/J
Представлен одновременно с JF016E, оба созданы на одной базе и имеют много общих запчастей. Однако JF017E предназначен для более мощных бензиновых моторов V6 и дизелей. Версия вариатора RE0F10E ременная, G – цепная.

Ставилась на Infiniti JX35 и QX60, на Renault Koleos и Latitude, на Nissan Altima, Elgrand, Maxima, Murano, Qashqai, Teana, Pathfinder, X-Trail.
Трансмиссия унаследовала все проблемы 16 серии, плюс на большинстве моделей Infiniti и Nissan неудачное расположение радиатора приводит к перегреву вариатора.
JF018E / RE0F10F / RE0F03H / F1EKA / F1E1A
Модификация для JF017E для гибридных двигателей. Основное отличие – электромотор RM31 и сухое сцепление вместо гидротрансформатора. У коробки множество модификаций для автомобилей с передним и полным приводом.

Шла на Infiniti QX60, на Nissan Rogue, Serena, Pathfinder, X-Trail, на Mitsubishi Outlander.
Коробка подвержена перегреву. Продукты износа пакета фрикционов забивают редукционный клапан маслонасоса, соленоиды боятся грязного масла.
JF019E / RE0F10H/J
Вариатор 2014 года для гибридных двигателей объемом до 3.5 л. Этой трансмиссией оснащены Nissan Altima и Murano.
JF020E / RE0F12A
Модификация JF015E для небольших автомобилей с двигателем до 1.6 л. Стоит на Nissan Lannia, Versa, Kicks.

RE0F21A (NCVT)
Вариатор extra-lite с минимальным крутящим моментом (до 130 Нм) на базе RE0F06A. С 1999 года устанавливался на Nissan Cube, Micra, а также на малолитражки Fiat Punto, Albea, Uno и другие.
Вариатор имел большую надежность за счет того, что ставился на маломощные автомобили, но в целом сохранил недостатки модели RE0F06A.
Aisin
Aisin производит вариаторы для Toyota, которой принадлежит практически половина акций этой компании. В отличие от Nissan, Toyota более взвешенно подходит к установке вариаторов, и сначала обкатывает их на внутреннем рынке. Например, самый первый вариатор от Aisin K110, с 2000 года устанавливался на 2-х литровую Toyota Opa, а чуть позже на Allion и Wish. Поставлялся только на внутренний японский рынок.

Aisin K110 / Toyota CVT K110 / K111/F / K112/F / K114/F / K115/F
Вариаторы сотой серии, предназначенные для бензиновых двигателей 2 – 2.4 литра. K115 ставили на двигатели объемом 2.5 литра. Серия отличается большим количеством модификаций, поставлялась как исключительно на внутренний японский, так и на внешние рынки. Литера F обозначает полный привод. Вариаторы этой серии считаются ремонтопригодными.
Aisin K210 / XA-15LN
Для бензиновых двигателей 1.3 — 1.5 л, с 2002 по 2015 год, в различных модификациях устанавливалась на Toyota Vitz, Ractis, Sienta, Demio, Alexa. Из-за крайне низкой стоимости на вторичном рынке, дешевле купить контрактную коробку, чем ремонтировать старую.

Aisin K310/F / K311/F / K312 / K313/F / XB-20LN
Для бензиновых двигателей 1.5, 1.6, 1.8 л., устанавливаются с 2006 года по сей день. Полноприводную версию K313F ставили на Toyota C-HR с турбодвигателем 1.2 литра.
Вариаторы трехсотой серии сложно найти на вторичном рынке, а из-за большого количества модификаций и настроек еще и сложно заставить работать. Поэтому рекомендуют ремонтировать родной.
Aisin K410 / K411 / K41A/B / XA-10LN
Серия разработана для автомобилей с бензиновыми двигателями 1 – 1.3 литра. Toyota Vitz, Ractis, Belta, Corolla Axio, Probox, Porte. Коробки с индексом K41A и K41B шли с уменьшенным корпусом, для установки в ограниченное подкапотное пространство Toyota IQ. CVT с индексом XA-10LN поставлялись для Suzuki Splash и Swift. Четырехсотые вариаторы боятся перегрева, чувствительны к грязной смазке.

Кроме указанных серий, фирма в разное время выпускала вариаторы планетарного типа для гибридных автомобилей Toyota и Lexus. В этом случае в названии коробки присутствуют литеры L или P (P610, L110, P310 и т.д.). На Toyota Mirai с водородным гибридом шла коробка Q410.
Subaru
В 80-90-е годы фирма Subaru ставила клиноременные вариаторы на свои кей-кары Justy, Pleo и другие.
В 2009 году был представлен цепной вариатор Lineartronic TR580, после чего производитель стал оснащать им практически все свои модели, с двигателями до 3.6 литров. Среди первых CVT получили Subaru Legacy BR, Outback BM, Exiga, впоследствии Forester и Levorg.

В 2010 году появился Lineartronic 2 – TR690, по сути укороченная версия 580, для компактных автомобилей с двигателем до 2 литров (Subaru Impreza, XV).
Основной проблемой вариатора считается засорение гидроблока продуктами износа. Сгорают фрикционы, разрушается подшипник ведущего вала. Категорически запрещено производить буксировку автомобиля.