Виды, принцип работы и правила использования вариаторных коробок передач

По просьбам читателей мы доработали статью. Представляем вам подробный гид по видам вариаторных коробок передач, принципу работы вариаторов, особенностям эксплуатации, плюсам и минусам. Материал дополнен таблицами автомобилей, с установленной коробкой CVT, а также частотой замены масла.

Какой тип трансмиссии по вашему наиболее надежен?
Механическая
31.07%
Автоматическая
18.45%
Вариаторная
50.49%
Проголосовало: 103

Введение

У ступенчатого переключения передач есть один серьезный недостаток – переходные состояния, вызывающие сбои в работе. Кроме этого ступенчатое переключение требует более высоких навыков от водителя. Одним из способов упрощения процесса вождения является установка бесступенчатой коробки передач (вариатора).

Все вариаторы имеют общепринятую аббревиатуру CVT — Continuously Variable Transmission (беспрерывная смена передач).

Принцип работы вариаторной коробки передач

Внешне вам не удастся отличить автомобиль с вариаторной коробкой передач. Все как на любом автомате: две педали и рычаг переключения режимов трансмиссии. Но сев за руль, вы сразу отметите плавность смены передач. При наборе автомобилем скорости, а также при торможении, вариатор последовательно меняет передаточное число, без участия водителя и имеет бесчисленное количество коэффициентов.

Если коробка автомат переключается между 1-2-3, то на вариаторе это может быть 0.7, 1.4, 2.3 и так далее, отсюда отсутствие резких толчков при движении на вариаторе.

Изначально, само по себе устройство CVT коробки не сложное — два шкива, ведущий (соединен с двигателем) и ведомый (соединен с колесами), между ними протянут ремень. Но по мере эксплуатации вариаторов, как и любого другого узла, выявляются определенные недостатки и нюансы. В результате накопления знаний, производители дорабатывают механизмы, добавляют блоки и дополнительные элементы.

Современный вариатор — это уже не два шкива, а слаженная работа отдельных элементов под управлением программного обеспечения. Гидротрансформатор, степ-мотор, соленоиды-регуляторы, ремни и цепи сложной конструкции, продуманная система смазки и охлаждения.

Устройство современного вариатора

Например, широкий диапазон передаточных чисел в вариаторе обеспечивает устройство под названием step motor (шаговый двигатель). Получая команду от электронной системы управления, шаговый двигатель по средствам давления рабочей жидкости сдвигает, либо раздвигает конусы ведущего шкива, меняя коэффициент.

Конусы же ведомого шкива сдвигаются и раздвигаются под действием ремня/цепи. В коробках разных поколений, роль шагового двигателя могут брать на себя соленоиды-регуляторы.

По конструкции можно разделить бесступенчатые коробки на несколько типов:

  • Конусные;
  • Клиноременные и цепные;
  • Тороидальные;
  • Зубчатые.

В автомобилестроении широкое применение получили клиноременные и цепные вариаторы со шкивами изменяемого диаметра. Тороидальные и зубчатые, в виду сложности конструкции и других нерешенных проблем, если и применялись, то скорее в качестве экспериментов.

Впервые вариатор был применен на легковой машине DAF 600, представленной в 1958 году на Амстердамском автосалоне. Бесступенчатая трансмиссия получила название DAF Variomatic. За 4 года (1959-1963), был выпущен в общей сложности 30591 автомобиль.

Первый автомобиль с вариатором
Variomatic на DAF 600

Поскольку объем двигателя у DAF 600 был всего лишь 590 куб. см, с мощностью 19 л. с., клиноременный вариатор DAF Variomatic показал себя более чем успешно. За необычную по тем временам систему привода, DAF 600 шутливо называли «автомобилем на подтяжках».

Виды вариаторов

Конусные вариаторы

Два конуса, направленные сужающимися участками в разные стороны, соединенные между собой ремнем. Самый примитивный тип таких вариаторов применялся на мельницах в 19 веке. Значительно позже подобные механизмы стали применять на станках. Существует большое количество конусных вариаторов: фрикционные и с промежуточными звеньями, планетарные, ВЕБО и другие, каждый нашел применение в той или иной сфере.

Тороидальные вариаторы

По принципу действия это фрикционные вариаторы, передающие усилие за счет трения. Были попытки реализовать такие коробки в автомобилестроении, но массового распространения, по ряду причин, они не получили. Один из примеров – вариатор Extroid CVT от Jatco, который ставили на Nissan Gloria 1999 года выпуска.

Основной узел тороидального вариатора испытывает колоссальные нагрузки, давление в пятне контакта роликов и дисков может достигать 10 тонн. Поэтому в производстве приходится использовать высокоуглеродистую сталь.

Смазку узлов при таких нагрузках обеспечивает специальное масло KTF, стоимость которого доходит до 20 тысяч рублей за 4 литра. Из-за дороговизны производства и обслуживания таких вариаторов, они встречаются очень редко, по крайней мере пока.

Клиноременные вариаторы

Самый распространенный на сегодняшний день тип вариаторов, получивший применение не только в автомобилях, но и в мотоциклах, снегоходах, скутерах.

В клиноременной конструкции присутствуют:

  1. Блок вариатора со шкивами, соединенными ремнем. За сближение и отдаление конусов, образующих шкивы, отвечают гидравлическое давление, центробежная сила или усилие пружин;
  2. Фрикционы переднего и заднего хода, необходимые для изменения направления движения;
  3. Планетарный механизм, отвечающий за включение реверсивного режима;
  4. Гидравлический блок, обеспечивающий необходимое давление жидкости, ее циркуляцию и подачу в нужные места;
  5. Электронный блок управления, объединяющий и контролирующий работу всех отдельных механизмов вариатора.

Сам ремень, участвующий в передаче усилий, назвать ремнем можно с большой натяжкой. Это достаточно сложный по конструкции механизм, состоящий из множества конусовидных пластин (до 400 штук), расположенных на лентах.

Ремень CVT
Устройство ремня CVT

Цепные вариаторы

Это следующий этап в развитии вариаторов, в которых ремень заменен на цепь, с целью продления срока службы. Устройство цепи сложное, она состоит из множества прочных пластин, расположенных в шахматном порядке. При правильной эксплуатации цепь обладает большим сроком службы, а также более качественно передает крутящий момент. Передача усилий передается торцевой поверхностью цепи.

Цепь вариатора

Правила и особенности эксплуатации вариатора

Бытует мнение, что вариатор — не самый надежный тип трансмиссии, и срок его эксплуатации, в лучшем случае, отграничен 100-150 тысячами пробега. Правда как всегда где-то посередине, и при правильной и бережной эксплуатации, коробка может проходить значительно дольше.

Соблюдая ряд правил, можно не волноваться о том, что придется делать дорогостоящий ремонт, или полностью менять вариатор.

Замена масла в бесступенчатой коробке

Своевременно меняйте масло в вариаторе, очень многое в его работе зависит от чистоты и качества масла. Оно выполняет сразу несколько важных функций, среди которых:

  • Создание тончайшей защитной пленки в местах трения металлов;
  • Охлаждение вариатора;
  • Обеспечение правильной работы за счет давления жидкости.

Если масло пригорело, засорилось продуктами выработки – оно перестает выполнять возложенные на него задачи, что приведет к нарушению работы коробки, к быстрому износу и поломке.

Поскольку в разные годы, на разные рынки, на одни и те же автомобили, производители могли ставить различные версии CVT, лучше искать информацию по типу вашей коробки, а не марки машины.

Как определить тип трансмиссии

Правильней всего будет посмотреть информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля. Но если его нет, в таблице вы найдете данные о том, какое масло используется и как часто следует его менять.

Таблица масел и частота замены

Модель CVTМарка маслаобъем (л)частота замены (км)
XA-10LNToyota CVT FLUID TC/FE6,760 000
XA-11LNToyota CVT FLUID TC/FE6,880 000
XA-15LNToyota CVT FLUID TC/FE6,775 000
XB-20LNToyota CVT FLUID TC/FE6,870 000
RE0F05ANissan AT-Matic D Fluid N-CVT3,250 000
RE0F06ANissan CVT Fluid NS-18,160 000
F1C1Nissan CVT Fluid NS-17,660 000
JF009ENissan CVT Fluid NS-28,360 000
JF010ENissan CVT NS-210,660 000
JF011ENissan CVT NS-38,160 000
JF012EDIA QUEEN ATF SP-III8,170 000
JF015ENissan CVT NS-37,240 000
JF016ENissan CVT NS-37,940 000
JF017ENissan CVT NS-38,250 000
JF018ENissan CVT NS-38,960 000
JF019ENissan CVT Fluid NS-310,790 000
JF020ENissan CVT Fluid NS-36,780 000
RE0F21ANissan CVT Fluid NS-1565 000
01JG 052 180 A27,550 000
0ANG 052 516 A27,355 000
0AWG 052 516 A2760 000
GM VT20EVTF DEXRON CVT6,560 000
GM VT25EVTF DEXRON CVT6,565 000
ZF CFT23Ford F-CVT8,950 000
ZF CFT30Ford F-CVT8,955 000
KAPPA CVTHYUNDAI ATF SP-CVT 16,975 000
HEV CVTHYUNDAI-KIA ATF HEV6,775 000
MERCEDES 722.8MB ATF 28-CVT 236.206,960 000
PUNCH VT1Esso EZL-7997,660 000
PUNCH VT2Esso EZL-7998,265 000
TR580 LINEARTRONIC 2SUBARU CVT Oil Lineartronic12,270 000
TR690 LINEARTRONICSUBARU High Torque CVT Fluid12,575 000
K110Toyota CVT FLUID TC/FE8,460 000
K111/K111FToyota CVT FLUID TC/FE8,765 000
K112/K112FToyota CVT FLUID TC/FE8,860 000
K114/K114FToyota CVT FLUID FE8,970 000

Не меняйте масло на дешевые аналоги, обещающие такие же результаты, цена экономии слишком велика.

Не следует перегружать вариатор, данный тип трансмиссии не предназначен для лихачества, он для спокойной и размеренной езды. Если манера вашей езды «тапка в пол» с каждого светофора – воздержитесь от покупки машины с вариатором. В этом случае вы пополните ряды тех, кто говорит о низком ресурсе этих коробок.

Задиры на конусе

Старайтесь избегать лишних пробуксовок, буксировать или быть буксируемым, также рекомендуют прогревать коробку перед ездой.

Если дело дошло до ремонта – не экономьте на комплектующих. Неоригинальные ремень, цепь или подшипники выйдут боком.

Плюсы и минусы

быстрый разгон
плавное переключение
низкий расход топлива
тихий режим работы
только для спокойной езды
требует качественного обслуживания
дорог в ремонте
большой объем масла и его цена

Таблица автомобилей с CVT

АвтомобильГода выпускаМодель вариатора
Citroen C-Crosser2009-2012F1CJA, W1CJA
Citroen C4 Aircross2012-2016F1CJA, W1CJA
Dodge Caliber2006-2012CVT2, CVT2M
Honda Life2003-2012JF012E
Jeep Liberty2006-2016CVT2, CVT2M
Jeep Patriot2006-2016CVT2, CVT2M
Jeep Compas2006-2013CVT2M
Lexus RX 400H2005-2010P310
Lexus HS2009-2017P311-01A
Lexus CT 200H2011 — P410-01A
Lexus RX 450H2009-2017P313-02A, P313-03A
Lexus GS 450H2011 — L110-01A
Lexus LX 600H2006-2017L110F-02A
Lexus LC 500H2016 — L310-01A
Lexus ES 300H2012 — P314-03A
Lexus NX 300H2014 — P314-02A
Lexus UX 250H2018 — P711-01A
Mazda Axela2009-2013DJ01, DJ02
Mazda Demio2007-2014DJ01, DJ02
Mazda Demio2011-2014DJ20
Mitsubishi ASX2010-2017F1CJA, W1CJA
Mitsubishi Ek-Wagon2013 — F1CJB, W1CJB
Mitsubishi Ek-Space2014 — F1CJB, W1CJB
Mitsubishi Ek-Custom2013 — F1CJB, W1CJB
Mitsubishi Outlander2014-2017F1CJC-1-A1Z, W1CJC-1-A1ZA, F1CJC-1-A1Y, W1CJC-1-A1Y,W1CJC-2-A1XA
Mitsubishi Outlander 2 XL2009-2012F1CJA, W1CJA
Mitsubishi Outlander 32012-2014F1CJA, W1CJA
Mitsubishi Lancer2007-2009F1CJA
Mitsubishi Mirage2012 — F1CJB, W1CJB
Nissan AD2013-2016RE0F11A
Nissan Altima2006-2012RE0F09B
Nissan Dayz2013 — RE0F11A
Nissan Dayz Roox2014 — RE0F11A
Nissan Elgrand2010-2013RE0F09A 
Nissan Cube2010 — RE0F11A
Nissan Juke2010 — RE0F11A
Nissan Juke2011-2016RE0F10A
Nissan March2010 — RE0F11A
Nissan Maxima2007-2014RE0F09A, RE0F09B
Nissan Murano2002-2016RE0F09A, RE0F09B
Nissan Megane2008-2016JF010E
Nissan Note2010 — RE0F11A
Nissan Presage2003-2009RE0F09A, RE0F09B
Nissan Quest2010-2016RE0F09A 
Nissan Qashqai2006-2015RE0F10A
Nissan Qashqai2013-2017RE0F10D
Nissan Qashqai2014 — RE0F11A
Nissan Scenic2009-2016JF010E
Nissan Sentra2014-2017RE0F11A
Nissan Tiida2010 — RE0F11A
Nissan Teana2003-2014RE0F09A 
Nissan Teana2008-2015RE0F10A
Nissan Teana2014-2017RE0F10D
Nissan X-Trail2007-2015RE0F10A
Nissan X-Trail2013-2014RE0F10D
Nissan Wingoard2016 — RE0F11A
Peugeot 40072007-2014F1CJA, W1CJA
Peugeot 40082012-2016F1CJA, W1CJA
Renault Fluence2010-2016FK0
Renault Fluence2013 — DK0
Renault Latitude2011-2014FK0
Renault Megane2007-2016FK0
Renault Scenic2007-2016FK0
Renault Koleos2008-2016FK0, FK8
Renault Kaptur2016 — DK0
Subaru Wagon R2006 — JF012E
Subaru Stella2006 — JF012E
Suzuki Alto2011 — JF015E
Suzuki Alto Lapin2013 — JF015E
Suzuki Baleno2016 — JF015E
Suzuki MR Wagon2011-2016JF015E
Suzuki Solio2011 — JF015E
Suzuki Spacia2013 — JF015E
Suzuki Wagon R2010 — JF015E
Suzuki Splash2008-2014XA-10LN
Suzuki Swift2007-2011XA-10LN
Suzuki Swift2010 — JF015E
Toyota Avensis2008-2015K111-05A, K311-03A
Toyota Aqua2012 — P510-01A
Toyota Auris2006-2012K310-01A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A
Toyota Auris2012 — K312-01A
Toyota Auris2015 — K313-05A, K313-06A
Toyota Auris2012-2018K310F-01A, K311-02A
Toyota Auris Hybrid2012 — P410-01A
Toyota Alion2001-2007K110-01A
Toyota Alion2007 —K310-03A, K311-02A, K311F-03A
Toyota Alion2008-2017K111-01A
Toyota Alphard2015 —K115-01A, K115F-01A
Toyota Alphard Hybrid2003-2008P210-02A
Toyota Alphard Hybrid2016 — P314-03A
Toyota Avalon Hybrid2014 — P314-02A
Toyota Avalon Hybrid2018 — P710-02A
Toyota Blade2006-2012K112-01A, K112F-02A
Toyota Belta2005-2012K410-04A
Toyota C-HR2016 —K114-03A, K114-04A, P610-03A
Toyota Camry Hybrid2011-2017P314-01A, P314-03A
Toyota Camry Hybrid2017 — P710-03A
Toyota Corolla2012 — K311-01A, K311-02A
Toyota Corolla2013 — K313-04A
Toyota Corolla Rumion2007-2015K310-01A, K311F-02A
Toyota Corolla Filder2006-2012K310-02A, K310F-02A, K311-01A, K311F-02A
Toyota Corolla Filder2012 — K312-03A
Toyota Corolla Filder Hybrid2013 — P510-05A
Toyota Corolla Axio2006-2012K310-02A, K310F-02A
Toyota Corolla Axio2012 — K312-03A, K411-01A
Toyota Corolla IM2012 — K313-06A
Toyota Corolla Hybrid2013 — P510-05A
Toyota Corolla Hybrid2019 — P610-01A
Toyota Crown Hybrid2012 — L210
Toyota Estima2006 — K111F-04A, K112-01A, K112F-02A
Toyota Estima Hybrid2001-2006P210-01A
Toyota Estima Hybrid2006-2012P310-01A
Toyota Harier2013 —K114-01A, K114F-01A
Toyota Harier Hybrid2006-2013P312
Toyota Harier Hybrid2014-2017P314-02A
Toyota Highlander Hybridдо 2006P310-01A
Toyota Highlander Hybrid2007-2013P310-02A
Toyota Isis2004-2009K111-02A,  K111-06A, K111F-07A, K111F-03A
Toyota Isis2009-2017K111-05A, K311-04A, K311F-06A
Toyota Isis Hybrid2011 — P410
Toyota IST2007-2016K310-01A
Toyota IQ2009-2016K41A-01A, K41B-01A
Toyota Kluger Hybrid2005-2007P310
Toyota Mark X Zio2007-2013K112F-02A
Toyota Mirai2018 — Q410-01A
Toyota Noah2004-2007K111-02A,  K111-03A, K111F-04A
Toyota Noah2007-2013K111-01A, K111F-02A
Toyota Noah2014 —K114-01A
Toyota Noah Hybrid2014 — P410-03A
Toyota Opa2000-2005K110-01A
Toyota Premio2001-2007K110-01A
Toyota Premio2007 —K310-03A, K311-02A, K311F-03A
Toyota Premio2008-2017K111-01A
Toyota Porte2012 — K310F-03A, K312-02A, K411-01A
Toyota Prius1997-2000P110-01A
Toyota Prius2000-2003P111-01A
Toyota Prius2003-2008P112-01A
Toyota Prius2009-2016P410-01A
Toyota Prius2016 — P610-01A
Toyota Prius Alpha2011 — P410-01A
Toyota Prius V2011 — P410-01A
Toyota Prius PHV2012-2016P410-01A
Toyota Prius C2012 —P510-01A
Toyota Probox2014 — K310F-08A, K312-08A, K411-07A
Toyota RAV4 Japan2005 — K112F-01A
Toyota RAV4 Russia2013 —K111F-03A, K112F-01A
Toyota RAV42014 —K114F-13A
Toyota RAV4 Hybrid2011-2017P314-08A
Toyota RAV4 Hybrid2018 — P710-02A
Toyota Ractis2005-2010K210-02A, K410-05A
Toyota Ractis2012 — K312-03A
Toyota Ractis2010-2016K310F-02A, K411-01A
Toyota Ractis Verso-S2010-2016K310-02A 
Toyota Ractis Verso-S2012 — K411-01A
Toyota Sienta2003-2015K210-02A
Toyota Sienta2015 — K312-01A
Toyota Sienta Hybrid2015 — P510-01A
Toyota Spade2012 — K310F-03A, K312-02A, K411-01A
Toyota Succeed2014 — K310F-08A, K312-08A
Toyota Trezia2010-2016K310-02A, K411-01A
Toyota Voxy2004-2007K111-02A,  K111-03A, K111F-04A
Toyota Voxy2007-2013K111-01A, K111F-02A
Toyota Voxy2014 —K114-01A
Toyota Voxy Hybrid2014 — P410-03A
Toyota Vanguard2008-2014K112F-02A
Toyota Velifire Hybrid2016 — P314-03A
Toyota Vitz2002-2005K210-11A
Toyota Vitz2005-2010K210-01A, K410-04A, K410-05A
Toyota Vitz2010 — K410-01A, K411-02A
Toyota Vitz2010-2018K310F-04A
Toyota Vitz Hybrid2017 —P510 
Toyota Verso2009-2016K311-02A
Toyota  Wish2003-2009K110-01A, K110-02A
Toyota  Wish2009-1017K111-01A, K311-02A, K313F-03A
Toyota Yaris Hybrid2013 — P510 

Производители вариаторов и слабые места моделей

Jatco

Японский концерн, специализирующийся на производстве АКПП и вариаторов. На сегодняшний день существует 3 поколения вариаторов Jatco. Многие мировые производители устанавливают на свои автомобили коробки Jatco, традиционно присваивая им внутренние названия.

Расшифровка значений Jatco

Например, вариатору JF011E у Nissan присвоен код RE0F10A/B/С, у Mitsubishi W1CJA / F1CJA, у Renault FK0/FK8, а у Jeep CVT2/CVT2M. Это часто порождает путаницу и массу вопросов в среде автовладельцев.

RE0F05A (ECVT)

Устанавливалась с начала 90-х на Nissan Micra K11/K11E, March HK11/FHK11, Cube Z10. Слабым местом этой коробки считается электромагнитная муфта сцепления, большинство поломок связано с ней.

JF006E / RE0F05A (ECVT)

Nissan Tino

В конце 90-х массово устанавливалась на Nissan Tino, Blubird Silphy, Primera, Avenir, Cube Cubic, Rnessa, Wingroad, Serena. Распространенные проблемы вариаторов этой серии:

  • Выработка на поверхности конусов, из-за чего появлялись рывки при переползании ремня на таких участках, с последующим разрывом ремня.
  • Снижение давления масла, кратно увеличивающее износ деталей.
  • Попадание в подшипники первичного и вторичного валов стружки, приводящее к их повреждению.
  • Перегрев коробки, приводящий к потере трансмиссионной жидкостью рабочих характеристик. Среди причин забитый грязью радиатор и защита двигателя, препятствующая охлаждению вариатора потоками воздуха.
  • Использование неоригинальных масел, отличных от спецификации NS-1.

F1C1 / W1C1

Вариатор ставили с 2000 до 2012 года на Mitsubishi Colt, Colt Plus, Dion, Dingo, Lancer Cedia, Lancer, Mirage. Достаточно надежная коробка, при условии своевременной замены масла. Слабые места: барабан сцепления и растягивающийся ремень.

Mitsubishi colt plus

JF009E / RE0F08A/B (PCVT, MCVT)

В период с 2002 по 2014 года вариатором комплектовали Nissan с объемом до 1.8 л. Nissan Cube, Note, Tiida, Tiida Latio, Wingroad, Versa. Считает дорогим в ремонте, зачастую при серьезных поломках выгодней купить контрактный вариатор.

Частые перегазовки приводят к растяжению и проскальзыванию ремня, продукты износа забивают соленоиды, выходит из строя редукционный клапан масляного насоса.

JF010E / RE0F09A/B

С 2002 по 2017 ставился на автомобили с мощными двигателями до 3.5 л. Nissan Altima, Murano, Elgrand, Presage, Quest, Teana, а также на Ranault Megane, Scenic. Ремонтопригодный вариатор с высоким ресурсом, хотя имеет 22 модификации, что доставляет определенные трудности при ремонте и подборе запчастей.

JF010E

Первые модификации имели ряд серьезных недостатков. Например, низкий ресурс ремня, растяжение происходило еще до 50000 км. Усиленная версия и новая прошивка ЭБУ увеличили срок службы ремня.

Коробка чувствительна к качеству масла, грязное забивает и убивает подшипники, быстро изнашиваются клапана и соленоиды гидроблока. Редукционный клапан масляного насоса начинает клинить.

JF011E / RE0F10A/B/С / W1CJA / F1CJA / FK0/FK8 / CVT2/CVT2M

Самый популярный во всем мире вариатор, с которым было выпущено более миллиона автомобилей. Устанавливался на Nissan Altima, Juke, Qashqai, Sentra, Teana, X-Trail, Murano, Tiida. На Mitsubishi Lancer, Delica D:5 и Outlander, Citroen C4 Aircross, C-Crosser, Peugeot 4007 и 4008. На Dodge Caliber, Jeep Compass и Patriot, на Renault Koleos, Megane, Scenic, Fluence, Latitude, Suzuki Kizashi и Samsung SM3.

JF011E

Самая массовая и распространенная поломка – износ подшипников ведущего и ведомого валов, вызывающий гул при движении. Еще одна проблема – растяжение ремня. При замене рекомендуют заменить стандартный на усиленный в 12 лент. Как и прочие вариаторы чувствителен к загрязнению смазки, имеет проблемы со степ-мотором.

JF012E / I-CVT / ECVT

Вариатор для внутреннего японского рынка и арабских стран. Nissan Micra, Mazda AZ, Honda Life, Subaru R1/R2, Stella, Pleo, Justy, Fiat Punto/Speedgear, Suzuki Cervo, Lapin, Wagon, Mitsubishi Lancer 9/10, Colt, Dingo.

Из частых проблем – гул подшипников, обрыв корпуса муфты переднего хода.

JF015E / RE0F11A/B / F1CJB / W1CJB / DK0

Еще один популярный вариатор, с 2010 года устанавливался на Nissan Juke, Qashqai, Cube, Latio, March, Note, Nv200, Sentra, Tiida. Renault Fluence, Megane, Kaptur, Arkana. Suzuki Alto, Swift. Mitsubishi Lancer, Mirage. А также на автомобили Лада семейства Vesta и X-Ray.

Suzuki Alto

Благодаря 2-х ступенчатому планетарному редуктору, удалось уменьшить размеры конусов и общий вес трансмиссии X-Tronic. Но вопреки нововведениям, вариатор оказался весьма ненадежным. До 2015 года серьезные поломки случались на 30-40 тысячах пробега, после модернизации ресурс коробки возрос. Также до модернизации слабым местом являлась солнечная шестерня, переключавшая передний и задний ход. Грязное масло забивало соленоиды-регуляторы, что приводило к толчкам.

JF016E / RE0F10D/F / F1CJC / W1CJC / FK25

Вариатор 3-го поколения, серии CVT-8, был представлен в 2012 году в качестве замены легендарному JF011E. В новой модели отказались от степ-мотора в пользу соленоидов-регуляторов. Снизилось давление масла и его рабочая температура. Подрульные лепестки добавили возможность переключения виртуальных передач.

Коробками этой серии комплектовались Nissan Altima, Elgrand, Juke, Murano, Qashqai, Sentra, Serena, Teana, Rogue, X-Trail. Renault Fluence, Megane, Koleos, Arkana, Clio. Suzuki Kizashi и SX4. Mitsubishi ASX, Delica D:5, Eclipse, Outlander.

Nissan Altima

В первые годы часто выходил из строя гидроблок, повреждение ремнем ведущего конуса. Низкая надежность была у гидротрансформатора, подшипников шкива и их посадочных мест в корпусе.

JF017E / RE0F10E/G/J

Представлен одновременно с JF016E, оба созданы на одной базе и имеют много общих запчастей. Однако JF017E предназначен для более мощных бензиновых моторов V6 и дизелей. Версия вариатора RE0F10E ременная, G – цепная.

JF017E

Ставилась на Infiniti JX35 и QX60, на Renault Koleos и Latitude, на Nissan Altima, Elgrand, Maxima, Murano, Qashqai, Teana, Pathfinder, X-Trail.

Трансмиссия унаследовала все проблемы 16 серии, плюс на большинстве моделей Infiniti и Nissan неудачное расположение радиатора приводит к перегреву вариатора.

JF018E / RE0F10F / RE0F03H / F1EKA / F1E1A

Модификация для JF017E для гибридных двигателей. Основное отличие – электромотор RM31 и сухое сцепление вместо гидротрансформатора. У коробки множество модификаций для автомобилей с передним и полным приводом.

JF018E

Шла на Infiniti QX60, на Nissan Rogue, Serena, Pathfinder, X-Trail, на Mitsubishi Outlander.

Коробка подвержена перегреву. Продукты износа пакета фрикционов забивают редукционный клапан маслонасоса, соленоиды боятся грязного масла.

JF019E / RE0F10H/J

Вариатор 2014 года для гибридных двигателей объемом до 3.5 л. Этой трансмиссией оснащены Nissan Altima и Murano.

JF020E / RE0F12A

Модификация JF015E для небольших автомобилей с двигателем до 1.6 л. Стоит на Nissan Lannia, Versa, Kicks.

Nissan Lania

RE0F21A (NCVT)

Вариатор extra-lite с минимальным крутящим моментом (до 130 Нм) на базе RE0F06A. С 1999 года устанавливался на Nissan Cube, Micra, а также на малолитражки Fiat Punto, Albea, Uno и другие.

Вариатор имел большую надежность за счет того, что ставился на маломощные автомобили, но в целом сохранил недостатки модели RE0F06A.

Aisin

Aisin производит вариаторы для Toyota, которой принадлежит практически половина акций этой компании. В отличие от Nissan, Toyota более взвешенно подходит к установке вариаторов, и сначала обкатывает их на внутреннем рынке. Например, самый первый вариатор от Aisin K110, с 2000 года устанавливался на 2-х литровую Toyota Opa, а чуть позже на Allion и Wish. Поставлялся только на внутренний японский рынок.

Toyota Opa

Aisin K110 / Toyota CVT K110 / K111/F / K112/F / K114/F / K115/F

Вариаторы сотой серии, предназначенные для бензиновых двигателей 2 – 2.4 литра. K115 ставили на двигатели объемом 2.5 литра. Серия отличается большим количеством модификаций, поставлялась как исключительно на внутренний японский, так и на внешние рынки. Литера F обозначает полный привод. Вариаторы этой серии считаются ремонтопригодными.

Aisin K210 / XA-15LN

Для бензиновых двигателей 1.3 — 1.5 л, с 2002 по 2015 год, в различных модификациях устанавливалась на Toyota Vitz, Ractis, Sienta, Demio, Alexa. Из-за крайне низкой стоимости на вторичном рынке, дешевле купить контрактную коробку, чем ремонтировать старую.

Toyota Sienta

Aisin K310/F / K311/F / K312 / K313/F / XB-20LN

Для бензиновых двигателей 1.5, 1.6, 1.8 л., устанавливаются с 2006 года по сей день. Полноприводную версию K313F ставили на Toyota C-HR с турбодвигателем 1.2 литра.

Вариаторы трехсотой серии сложно найти на вторичном рынке, а из-за большого количества модификаций и настроек еще и сложно заставить работать. Поэтому рекомендуют ремонтировать родной.

Aisin K410 / K411 / K41A/B / XA-10LN

Серия разработана для автомобилей с бензиновыми двигателями 1 – 1.3 литра. Toyota Vitz, Ractis, Belta, Corolla Axio, Probox, Porte. Коробки с индексом K41A и K41B шли с уменьшенным корпусом, для установки в ограниченное подкапотное пространство Toyota IQ. CVT с индексом XA-10LN поставлялись для Suzuki Splash и Swift. Четырехсотые вариаторы боятся перегрева, чувствительны к грязной смазке.

Toyota IQ

Кроме указанных серий, фирма в разное время выпускала вариаторы планетарного типа для гибридных автомобилей Toyota и Lexus. В этом случае в названии коробки присутствуют литеры L или P (P610, L110, P310 и т.д.).  На Toyota Mirai с водородным гибридом шла коробка Q410.

Subaru

В 80-90-е годы фирма Subaru ставила клиноременные вариаторы на свои кей-кары Justy, Pleo и другие.

В 2009 году был представлен цепной вариатор Lineartronic TR580, после чего производитель стал оснащать им практически все свои модели, с двигателями до 3.6 литров. Среди первых CVT получили Subaru Legacy BR, Outback BM, Exiga, впоследствии Forester и Levorg.

Lineartronic

В 2010 году появился Lineartronic 2 – TR690, по сути укороченная версия 580, для компактных автомобилей с двигателем до 2 литров (Subaru Impreza, XV).

Основной проблемой вариатора считается засорение гидроблока продуктами износа. Сгорают фрикционы, разрушается подшипник ведущего вала. Категорически запрещено производить буксировку автомобиля.

Оцените статью
Добавить комментарий