Первый автомобиль вообще-то был электрическим, т.е. в качестве двигателя использовался электромотор, и только потом, из-за отсутствия хороших аккумуляторов или иных источников электроэнергии, основным источником энергии для движения стал ДВС.
Тем не менее, несмотря на его преимущества, разработчики авто давно уже начинают оценивать возможности электромобиля, и как компромиссный вариант в такой ситуации выступают гибридные автомобили.
Почему возникает идея гибрида
При всех своих достоинствах ДВС обладает массой недостатков. Он прожорлив и требует для движения достаточно большое количество топлива. Правда, в последнее время его аппетит стараются уменьшить, но для этого разработчикам приходится прилагать поистине титанические усилия.
ДВС экологически небезопасен, его выбросы отрицательно влияют на природу, хотя и в этой области выполненные ужесточение требований, предъявляемых к моторам авто, дает свои результаты.
Если к перечисленному добавить еще:
- сложность изготовления, необходимость использования дорогостоящего и специализированного металлообрабатывающего оборудования;
- высокие требования, предъявляемые к качеству топлива и ГСМ;
- неравномерность величины выдаваемого крутящего момента.
то можно удивляться, почему его еще используют.
Одним из возможных вариантов смягчения перечисленных недостатков ДВС и являются гибридные автомобили.
А что собой вообще представляет гибрид
Словосочетание автомобили с гибридным двигателем подразумевает возможность использовать для движения несколько источников энергии. По этому признаку можно считать гибридным транспортным средством и первую повозку, способную двигаться при помощи пара и конной тяги. Однако если говорить серьезно, как правило, они представляют собой сочетание электрического мотора и ДВС.
Именно оно определяет принцип работы гибридного автомобиля, для которого характерно приведенное ниже взаимное использование двух моторов:
- параллельное;
- последовательное;
- последовательно-параллельное.
Устройство гибридного авто с параллельной работой моторов
Такое устройство подразумевает совместную работу электромотора и ДВС. Подобное транспортное средство (ТС) практически ничем не отличается от обычного автомобиля, основным источником энергии для движения является ДВС, и лишь в некоторых случаях дополнительно подключается электромотор. Для обеспечения их параллельной работы в составе гибридного автомобиля используются специальные муфты и коробки передач.
Как выглядит схема подобного совместного использования моторов показано на рисунке:
Мощность дополнительного электромотора, как правило, не слишком велика, он включается в работу только при необходимости, например, при разгоне или обгоне, облегчая работу ДВС. Не секрет, что мощность последнего зависит от оборотов коленвала, в момент начала движения, при обгоне или на плохой дороге у автомобиля приходится «раскручивать» движок, заставляя его работать на повышенных оборотах. Это приводит к возникновению дополнительной нагрузки и, как следствие, повышенному потреблению топлива и износу двигателя.
Кроме того, такой электродвигатель, входящий в устройство гибридного ТС, выполняет еще функции генератора и стартера автомобиля. Хонда, Тойота и иные марки гибридных автомобилей используют подобный принцип построения силовой установки. Марки названных гибридных автомобилей – это далеко не полный их список.
Гибридный с последовательной схемой работы моторов
Подобное устройство гибридного ТС подразумевает использование одного мотора в качестве основного, обычно этим двигателем является электромотор, а ДВС выполняет вспомогательную роль, раскручивая генератор.
Схема силовой установки такого гибридного автомобиля приведена на рисунке:
Такое построение силового агрегата, характерное для гибридного автомобиля такого типа, подразумевает использование аккумуляторов повышенной емкости, позволяет добиться определенных преимуществ:
- ДВС работает в постоянном режиме, что снижает его износ, уменьшает количество вредных выбросов и потребление топлива, особенно в городских условиях.
- Обеспечивает увеличенную дальность пробега за счет подзарядки аккумуляторов от генератора при работе ДВС.
- Позволяет заряжать АКБ подобного типа в ночное время или во время стоянки от обычной электрической сети.
По сути дела, устройство таких гибридных автомобилей подразумевает использование в своем составе передвижной электростанции, работающей от ДВС и обеспечивающей энергией электромотор. Стоит отметить, что марки гибридных автомобилей подобного типа достаточно распространены, их список включает в себя:
Последовательно-параллельные гибридные ТС
Такие гибридные автомобили предусматривают одновременную совместную работу моторов – ДВС и электрического.
Устройство силового агрегата подобных гибридных автомобилей можно понять из рисунка ниже:
Автомобили этого типа называются полные гибридные (Full Hybrid), и они также достаточно популярны среди производителей. Лидером в данном классе считается Тойота. При таком подходе ДВС имеет возможность заряжать АКБ через генератор и передавать крутящий момент на колеса автомобиля.
Надо отметить, что подобное устройство силового агрегата гибридных автомобилей подразумевает широкие возможности по использованию каждого из входящих в его состав двигателей.
Могут быть реализованы такие режимы:
- Электромобиля, когда ДВС выключен и гибридный автомобиль перемещается при помощи электромотора.
- Движения с постоянной скоростью, в этом случае от ДВС крутящий момент передается на генератор и на колеса. Генератор запитывает электродвигатель, момент с выхода которого, суммируется с моментом ДВС, а также от генератора происходит при необходимости зарядка АКБ.
- Форсированный, когда электродвигатель, питаясь от АКБ, добавляет свою мощность к ДВС.
- Экономичный, когда генератор, питаясь от аккумулятора, снижает частоту вращения ДВС и тем самым обеспечивает топливную экономичность.
- Торможения, когда электродвигатель работает в качестве генератора.
- Зарядки АКБ, используемой при работе подобных гибридных автомобилей.
Достоинства и недостатки гибридов
Оценить перспективы развития данного вида ТС достаточно сложно. Понятно, что ДВС и автомашины на их основе будут и дальше совершенствоваться, как и чистые электромобили. Кстати, первый авто, как уже отмечалось, был именно электрический. А сейчас, с появлением новых источников энергии современные электромобили ни в чем не уступают обычным.
Возвращаясь к гибридам, стоит отметить, что для автомобилей такого типа присущи многие преимущества:
- экономичность. Они обеспечивают снижение потребления горючего при работе, особенно в режиме старт-стоп;
- динамика разгона гибридных автомобилей лучше, чем у обычных равного класса;
- отсутствие КПП в составе подобных автомобилей;
- сокращение количества вредных выбросов при работе ДВС;
- возможность использовать подобные авто только в режиме электромобиля, избежав потребления топлива (при пробеге в городе до ста километров и ночной зарядке АКБ).
Однако несмотря на все свои достоинства, гибриды не получили в настоящее время такого же масштабного применения, как обычные авто с ДВС. Первый такой автомобиль, который выпустила компания Хонда, не принес особых лавров, а полученный опыт позволил выпустить модель второго поколения Хонда Insight, ставшей довольно популярной на рынках Европы и США.
Многие прекрасные качества гибридов перечеркиваются их недостатками, первый из которых – цена.
Гибриды значительно дороже, чем обычные авто. И тут уже не имеет значения, Хонда, Тойота или Форд производители такой автомашины, одним отмеченным недостатком они проигрывают авто с ДВС. Цену можно считать одним из самых главных ограничителей расширения продаж, например, на гибридные автомобили в России.
На сегодняшний день достаточно хорошо известны многие модели гибридных автомашин от самых разных производителей – Тойота, Форд, Хонда выпускают их достаточно широко. И хотя в их конструкции производители реализуют различные технические подходы и решения, подобные авто можно считать самостоятельным классом транспортных средств, достаточно широко распространившихся по всему миру.
Гибрид не может быть экономичнее чистокровки как минимум по 2-м причинам:
1)вес дополнительных элементов негативно скажется на общей динамике и расходе топлива, а польза столь мала и скоротечна;
2)в режиме рекуперации/генерации тратится топливо ДВС,а кроме того, откуда в АКБ появляется энергия изначально?! От электростанции через несколько этапов её трансформации, для производства которой сжигается уголь, в разы больше,чем если бы энергия АКБ непосредственно была бы получена при сжигании бензина в ДВС!