Схема подключения и проверки бобины

Для бензинового ДВС система зажигания может считаться одной из определяющих. Хотя в автомобиле трудно выделить какую-то основную деталь. Да, без мотора не поедешь, но и на спущенном колесе далеко не доберешься. Так вот, исходя из этого соображения, катушка зажигания должна считаться одной из основных деталей для обеспечения работы бензинового ДВС.

Краткое описание системы зажигания

Для того, чтобы понять, зачем на автомобиле стоит бобина (это другое, народное название катушки), и как она участвует в обеспечении движения машины, надо хотя бы укрупненно, упрощенно понимать устройство системы зажигания, пусть того же самого авто, принадлежащего семейству ВАЗ. Рисунок, схема, показывающая, как выглядит катушка зажигания, и позволяющая понять принцип ее работы, приведена ниже:

принцип работы катушки зажигания

Из рисунка становится ясно, что с одной стороны (плюсовым выводом) выполнено подключение катушки зажигания к бортовой электросети (АКБ), а другим выводом катушка зажигания соединяется с распределителем напряжения. Так выполняется на многих старых автомобилях, в том числе и семейства ВАЗ, подобное подключение можно считать классическим. Здесь необходимо для полноты картины сделать два уточнения:

  1. Распределитель напряжения является своеобразным диспетчером, подавая напряжение на тот цилиндр, в котором должны поджигаться пары бензина.
  2. Работой самой катушки зажигания управляет специальное устройство (коммутатор напряжения), его исполнение может быть как механическим, так и электронным (бесконтактным). Механические устройства использовались на старых автомобилях, например, таких как ВАЗ 2106, сейчас они вытеснены электронными.

Как устроена и работает бобина

Для понимания принципов работы обратимся к тому, как устроена катушка зажигания. Схема (рисунок) ее внутреннего устройства приведена ниже.

схема катушки зажигания

Это традиционная конструкция катушки зажигания, применяемая в течение длительного времени на многих автомобилях, в том числе и семейства ВАЗ. Фактически она представляет собой импульсный высоковольтный трансформатор. На сердечник 17 намотана тонким проводом вторичная обмотка 5 катушки зажигания, содержащая до тридцати тысяч витков провода. Схема намотки предусматривает расположение поверх вторичной обмотки первичной из толстой проволоки.

Обе катушки одним концом соединяются между собой, второй конец первичной подсоединяется к АКБ, у вторичной обмотки свободный конец подключен, как указывалось ранее, к распределителю напряжения. Общая точка обмоток катушки подключена к коммутатору напряжения. Сердечник 17 предназначен для усиления магнитного поля, а вся конструкция закрыта защитный корпусом.

Через обмотку (первичную) в исходном состоянии протекает постоянный ток. Когда необходимо образование искры, цепь прохождения тока разрывается коммутатором или при его отсутствии в конструкции старых машин – трамблером. За счет этого во вторичной обмотке катушки зажигания наводится высокое напряжение, поступающее на свечу нужного цилиндра, на ней образуется искра, вызывая сгорание топливной смеси. Для соединения свечей с распределителем, и на автомобилях ВАЗ тоже, использовались высоковольтные провода.

Такая схема построения системы зажигания в недавнем прошлом считалась классической и применялась на многих автомобилях, ВАЗ не был исключением из их числа. Описанная конструкция не является единственно возможной, существуют и другие варианты реализации катушки зажигания, например двухискровые, или установка отдельной катушки на каждый цилиндр. Но классическая версия бобины, многие годы исправно служившая на автомобилях, в том числе изготовления ВАЗ, выглядит именно так, как описано.

О проверке и неисправностях бобины

При рассмотрении катушки зажигания другие элементы, обеспечивающие ее работу, не принимались во внимание. Они не сказываются на понимании принципа действия, но оказывают влияние на работоспособность. Зачастую именно проверка катушки зажигания позволяет установить причину, по которой двигатель не запускается. Особенно это было характерно для советских автомобилей заводов ГАЗ и ВАЗ, хотя во многих случаях причины того, что двигатель не заводится, не всегда связаны с бобиной.

катушка (бобина)

Как проверить катушку зажигания

Если учесть, что одним из основных параметров бобины является сопротивление ее обмоток

  • для первичной – три, три с половиной Ом
  • для вторичной – пять-девять тысяч Ом

то определить работоспособность катушки можно просто проверив сопротивление обмоток или их замыкание на массу. Если фактическое значение сопротивления отличается от указанного, или есть замыкание на массу, то есть смысл говорить о какой-то неисправности.

Другим ответом на вопрос, как проверить катушку зажигания, будет рекомендация провести визуальный осмотр. Схема действий при этом такая – проверяется поверхность на предмет загрязнений, на ней не должно быть грязи и масляных пятен, затем осуществляется контроль вывода проводов, а также их состояние (царапины, повреждения, следы пробоя) на высоковольтных проводах.

Еще одним способом, особенно актуальным для старых автомобилей, в том числе и ВАЗ, будет проверка искры. Для этого достаточно центральный высоковольтный провод установить на расстоянии пять-семь мм от корпуса авто. Если при попытках завести двигатель там проскакивает синяя искра, то все работает нормально. Когда цвет искры будет другой, или она отсутствует вообще, то это служит подтверждением отказа бобины. На машинах заводов ГАЗ и ВАЗ ремонт обычно заключался в замене катушки, для чего среди инструмента часто имелась запасная.

Вывод

В автомобиле работа всех узлов взаимосвязана, и зачастую отказ одного из них приводит к невозможности дальнейшего движения. Одним из таких ответственных узлов является катушка зажигания, формирующая высокое напряжение для образования искры. Ее техническое состояние должно подлежать регулярному контролю, и тогда автомобиль будет всегда заводиться и не доставит вам лишних хлопот.

Оцените полезность статьи! 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Что еще можно почитать
Комментировать

Обязательные поля помечены *