Устройство кардана

Остроумное изобретение Джероламо Кардано известно еще с начала 16 столетия, а может и дольше. Просто никто не удосужился описать это механическое сочленение двух валов, расположенных под углом друг к другу. Главной особенностью соединения является то, что и усилие и вращательный момент передаются по-разному. Карданная передача используется настолько широко, что уже давно перестала удивлять и пользователей и инженеров.

разновидности карданной передачи

Область применения

Сферу применения определяет устройство карданной передачи. Она используется для перераспределения силового крутящего момента от КПП или раздаточной коробки автомобиля к ведущим мостам, если у автомобиля классическая компоновка или полноприводная. Применяется она и в рулевых колонках автомобиля для соединения рулевой рейки или редуктора и вала рулевого механизма.

виды карданной передачи

Соединяет так же КПП и двигатель в некоторых конструкциях авто. Есть она между коробкой передач и раздаточной коробкой, главной передачей, между дифференциалом и ведущими колесами. В конструкции авто карданная передача выполняет функцию посредника, но без ее участия движение машины практически невозможно. Если изъять все карданы из конструкции автомобиля, то он превратится в велосипед с цепным приводом на единственное колесо.

Технические особенности обыкновенного карданного соединения

Основным рабочим элементом в таком соединении выступает карданный шарнир. Его конструкция постоянно усовершенствуется и на данный момент существует несколько наиболее распространенных его видов. Но совершенству нет предела , возможно, какой-то новый шарнир изобретается именно в этот момент.

вид кардана

Шарниры неровных углов

Использование шарниров неравных угловых скоростей свойственно заднеприводным авто и машинам с полным приводом. Карданная передача с таким шарниром состоит из двух вилок, расположенных под углом 90 градусов, крестовины, вращающейся в игольчатых подшипниках и фиксирующих элементов. Такое соединение не обслуживаемое и смазывается только при сборке.

Карданная передача такой системы имеет одну особенность — крутящий момент передается неравномерно, поэтому для частичной или полной компенсации такого неравномерного вращения используется не менее двух шарниров с расположением вилок в одной плоскости. Для обеспечения равномерного движения автомобиля, без потери мощности, карданная передача от одного узла к другому может состоять из нескольких валов.

Шарниры ровных углов

Шарниры равных угловых скоростей главным образом используются в соединениях дифференциала и ступиц переднеприводных машин. Это сложная система, состоящая из двух ШРУС, соединенных валом. В последнее время такая модель применяется у заднеприводных автомобилей. Это гарантирует постоянную угловую скорость, перераспределяя крутящий момент вне зависимости от наклона ведущего и ведомого валов.

карданная передача

Все механические части расположены в сферическом или околосферическом корпусе с проточинами для шариков. Проточины сложной формы есть и на хвостовике. Они соединяются таким образом, что шарик может перемещаться по ним в определенных пределах при изменении угла взаимного наклона ступицы и вала. Такая система может работать только при постоянном наличии специальной смазки внутри корпуса. Поэтому, важным условием работоспособности является наличие соответствующей герметизации соединения.

Полуупругий шарнир

Полуупругое шарнирное соединение, собственно является разновидностью упругой соединительной муфты Гуимбо. Назначение карданной передачи такого типа — трансляция вращения между валами, находящимися под небольшими углами друг к другу. Используется во второстепенных механизмах автомобиля и иных машин.

Оцените полезность статьи! 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Комментировать

Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.