Классификация автомобилей по кузову

Даже интересуясь, приобретая или пользуясь автотранспортом, мы, зачастую, мало что знаем про кузов автомобиля. Для нас в первую очередь важны – двигатель, ходовые характеристики, начинка салона и, даже, мультимедиа возможности. А ведь кузов – это один из главных элементов безопасности водителя и пассажира. Он служит для удобства и спецификации самой машины. Кроме того, он является «лицом» машины, недаром, лучшие дизайнеры трудятся над созданием внешности новых или обновленных моделей.

Что представляет собой кузов

Первое, что можно сказать о любой увиденной машине – это ее цвет, форма и размеры. Все это, в той или иной мере, является ее кузовом. Двери, крыши, капоты, окна, крылья, пассажирские салоны и грузовые отсеки – все это части кузова. Они придают машине тот вид, к которому мы привыкли и служат для защиты внутренних деталей автомобиля, пассажиров и груза. Кроме того, кузов несет аэродинамические и декорирующие функции. Существует международная классификация кузовов, как для легкового, так и для грузового транспорта, не считая спецтехники, которая отличается индивидуальной компоновкой под определенные задачи.

классификация автомобилей по типу кузова

Кузов – это набор деталей из стали, пластмассы, алюминия, стекла и других материалов для облицовки автотранспорта. Основным кузовным материалом на протяжении многих лет остается низкоуглеродистая сталь. Она популярна благодаря своим свойствам: прочность, упругость, пластичность и доступность ресурса. Но из-за подверженности стали коррозии и большой удельной массы, вместо неё иногда частично или полностью используют другие материалы: пластик, алюминий, карбон и т.п.
Лакокрасочные покрытия служат не столько для декорирования, сколько для защиты кузова от коррозии. Впрочем, современная автомобилестроительная индустрия ориентируется и на «красоту». Существует огромное количество не только цветов, но и эффектов покраски: металлик, матовая, хром, перламутр, аэрография и многое другое.

Легковые автомобили и типы их кузовов

Согласно международной классификации существует около полудюжины разновидностей кузовов для легкового автомобиля. Каждый отличается как внешне, так и функционально. В основном кузова отличаются по форме, но ещё подразделяют на автомобили со сдвижной или съемной крышей и автомобили с цельной крышей.
Автомобили с цельной крышей.

«Седан» является классическим типом кузова его основные отличия:

  • Четыре двери;
  • Два ряда сидений;
  • Выступающие (капотные) моторный и багажный отсеки.

Наиболее часто встречаются седаны на 5 человек (с водителем), с багажником на 300-500 л. и с передним расположением мотора. Встречаются удлиненные варианты седана с тремя рядами сидений и шестью дверьми.

«Купе» — это вариант седана, у которого:

  • Две двери;
  • Один или два ряда сидений.

Купе является экономным вариантом за счет меньшего количества подвижный деталей (дверей, опускающихся стекол и т.д.).

«Универсал» — это один из самых распространенных типов кузовов, который имеет:

  • Пять дверей (одна багажная);
  • Два или три ряда сидений (для увеличения багажного отделения, задние ряды обычно складываются);
  • Багажный отсек является продолжением салона;
  • Капотный моторный отсек.

Универсал подходит, как для перевозки большого количества людей (до 7 человек), так и для перевозки крупногабаритного груза (со сложенными задними рядами, объем багажника может достигать 2000 литров). Именно этот тип кузова чаще всего используется для современных кроссоверов.

«Хэтчбэк» («комби») по сути представляет собой уменьшенный универсал.

Основные отличия:

  • Один или два ряда сидений (второй ряд обычно складной);
  • Багажное отделение с более обтекаемой (скошенной) формой и меньшим объемом.

Объем багажного отделения может достигать 1200 л. со сложенным задним рядом. «Лифтбэк» — это хэтчбэк, у которого багажный отдел плавно «перетекает» в капотный багажный отсек.

«Минивэн» ещё один универсал, только увеличенный.

Отличается:

  • Более высокая крыша салона;
  • Три и более рядов сидений (часть салона может использоваться в качестве багажного отдела);
  • Без-капотный или полутора-капотный моторный отсек.

Существует множество видов минивэнов, которые можно условно подразделить на: Микроавтобусы, Компактвэны и микровэны. У большинства пассажирских минивэнов задние двери – сдвижные, а не распахивающиеся.

«Лимузин» обычно имеет форму седана, но встречаются и лимузины-универсалы.

Они могут иметь различные формы и компоновку, но имеют две основные черты:

  • Удлиненную колесную базу автомобиля;
  • Водительское место отделено от пассажирских сидений перегородкой.

Обычно лимузины используются в качестве автомобилей бизнес-класса, но так же используются в качестве такси и других видов пассажирского транспорта.

распространенные типы кузовов автомобилей

Автомобили со сдвижной или съемной крышей.

Среди автомобилей со съемной или сдвижной крышей в основном встречаются:

«Кабриолет» и «родстер» представляют собой седан и купе со сдвижной крышей.

«Фаэтоны» зачастую представляют собой универсалы со съемной или складной крышей, на которой крепятся боковые окна и стойки (снимается все сразу).

Существуют и другие типы кузовов, но это единичные случаи, которые не имеют международной классификации. Кроме того, кузова могут быть: каркасные, облегченные, с панорамной крышей, с люком и т.д.

Грузовые автомобили и типы их кузовов

В грузовых автомобилях кузовом чаще всего называют грузовой отдел, а пассажирский салон называется кабиной. Кабины бывают капотные и без-капотные, с одним или несколькими рядами сидений, двумя и более дверьми, откидными или сдвижными (у без-капотных грузовиков для доступа к моторному отсеку).

Кузова имеют разную форму и предназначение, кроме того, некоторые легковые автомобили имеют грузовую специализацию.

Легковые грузовики

«Пикап» — это легковой вариант грузового транспорта.

Его отличительные черты:

  • Капотный моторный отсек;
  • Один, реже – два ряда сидений;
  • Открытый багажный отсек (обычно удлиненный), отделенный от салона глухой или застекленной перегородкой.

Обычно такой кузов имеют кроссоверы. Он подходит для транспортировки крупногабаритного груза и удобен в погрузке, потому хорошо зарекомендовали себя в сельском хозяйстве.

«Грузовой минивэн», в котором для перевозки груза используется салон.

Салон может быть частично или полностью застекленным или без остекления. Для безопасности салон может быть разделен перегородкой на грузовой и пассажирский.

Кузов грузового автомобиля

В тяжелой промышленности и сельском хозяйстве чаще всего используется открытый самосвальный. Он имеет усиленные борта для удержания груза и установку для сваливания груза (чаще всего пневматическую). Для транспортировки различных товаров используются крытые кузова или прицепные кузова для тягачей. Для сыпучих и жидких грузов используются цистерны. Существуют и специализированные кузова, которые необходимы в той или иной промышленности: холодильные камеры, краны, вышки и т.п.

Мы с уверенностью можем сказать, что кузов нужен автомобилю не только для красоты. Основные его функции: аэродинамика, защита, расширение возможностей нашего транспорта. Если не учитывать эти особенности, автомобиль может не удовлетворять нашим потребностям.

Оцените полезность статьи! 1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Что еще можно почитать
Комментировать

Обязательные поля помечены *